1967-й год, возможно стал переломным для всей японской автомобильной промышленности.
текст: Петр Максимов
Формирование собственного почерка всегда начинается с подражания великим: это сегодня у японских авто производителей за спиной уже есть опыт выпуска высоко-классных пуль (от небольших табуреток с турбо моторами типа Lancer ЕVO до культовых Toyota Supra и Honda NSX не говоря уже о настоящих суперкарах европейского уровня типа Lexus LFA и Nissan GT-R). А полвека назад всего этого у японцев не было: эта страна занимала примерно ту же позицию, в которой недавно находилась Южная Корея, другими словами, японская промышленность выпускала простые, неброские и недорогие автомобили, предназначенные исключительно для перемещения из пункта А в точку Б.
Но настал 1965-й год, и все резко поменялось. На Токийском автосалоне дебютировала машина, которая полностью перевернула представления остального мира о том, что такое японский автомобиль. Разработанная совместно с Yamaha Toyota 2000GT, она двумя годами позже пошла в серийное производство. Машина стала настоящим прорывом. Пожалуй, было бы несправедливо рассматривать ее всего лишь как попытку подражать европейцам, ведь она сама по себе представляла (да и представляет) собой шедевр дизайна и инжиниринга.
Первый японский суперкар
Первый японский суперкар даже сегодня выглядит волнующе: в нем ясно угадываются мотивы европейских скороходов тех лет. Но при этом нельзя ей отказать в аутентичности: в гладком алюминиевом корпусе этой модели присутствуют и японские штрихи, в частности, закрытая головная оптика, расположенные на передних крыльях зеркала заднего вида, а задняя часть неуловимо напоминает Toyota Supra последнего поколения.
Собственно, 2000GT и проложила дорогу для этой иконы японской автомобильной промышленности: в 1970 году появилась модель Toyota Celica, изначально призванная стать недорогой заменой 2000GT. А уже на базе Celica, как известно, возникла гроза дорог и кинозвезда по имени Toyota Supra. Тяга к большому экрану, похоже, у этого семейства водится в крови. Правда, если Supra посчастливилось сняться в тематическом кино, то 2000GT принял участие в очередной серии «бондианы» (в фильме «Живешь только дважды»). Специально для этой ленты было построено два открытых 20000Т (в серийное производство кабриолет таки не пошел).
Среди коллекционеров в цене
Тем, кому посчастливилось тогда покататься на 20000Т в реальном мире, оценили, сколько удовольствия дарит эта машина в движении: двухлитровый двигатель семейства М (моторы этой серии применялись в том числе и в Toyota Supra вплоть до 90-х годов прошлого века) не был таким уж и мощным, зато он был состыкован с 5-ступенчатой механической КПП (это во времена, когда 4-скоростные коробки были общим местом), плюс ко всему машину снабдили такими приятностями, как самоблокирующийся дифференциал, а также дисковые тормоза на всех углах.
В этой машине приятно находиться даже тогда, когда ты на ней никуда не едешь: салон (на вид напоминающий интерьеры Jaguar) по тем временам был нереально роскошен, с замечательными материалами отделки и богатым оснащением. В общем, салон полностью соответствовал немалой стоимости этой машины (которая находилась на том же уровне, а в некоторых случаях и превышала цену тогдашних европейских авто класса GT типа Porsche 911). Благодаря ограниченному количеству выпущенных экземпляров (по совокупности меньше 350 штук), 2000GT до сих пор весьма высоко ценится среди коллекционеров. Не говоря уже о том, что эта машина стала чем-то вроде Lexus LFA своего времени…