Бытует такое мнение, что автомобильная промышленность социалистических стран всегда была отсталой и производила исключительно малопригодные для эксплуатации, технически устаревшие автомобили, которые народ был вынужден брать про причине бедности и тотального дефицита.

Утверждение неверно. Несмотря на то, что заводы стран СЭВ в последние годы перед крахом системы действительно сделали очень и очень многое для уничтожения собственной репутации и добрых имен, автомобильная промышленность стран Варшавского договора не всегда представляла из себя зоопарк динозавров.


Ярчайший пример – 2 опытных автомобиля из Чехословакии.

Смелые эксперименты Шкоды

Середина 60-х оказалась для Шкоды сменой эпох. В 1964 году началось производство автомобиля Skoda 1000MB с (как в то время считалось) самой перспективной заднемоторной компоновкой. Машины классической компоновки – Skoda Octavia и универсал Skoda 1202 выпускались параллельно еще несколько лет, но все усилия были сосредоточены на новейшем заднемоторнике.

1000MB, хоть и был машиной перспективной, быстро утратил свежесть – мода менялась стремительно. В 1970 Шкода производит реновацию. Модернизированная Skoda 100/110 получает сильно видоизмененный передок, в модельный ряд добавляется симпатичное купе 110R. Заводчане понимают, что ничто не вечно и совместно с гоночной командой предприятия работают над совершенно новым автомобилем.

Так в 1971 году в свет выходит восхитительный компактный спортивный автомобиль Škoda 110 Super Sport (typ 724) с центрально расположенным двигателем и футуристичным клиновидным кузовом.

В это же время ÚVMV (Институт исследования транспортных средств) разрабатывает и строит свою версию спортивного автомобиля на агрегатах Шкоды – ÚVMV 1100 GT. Облик этого автомобиля более классический, напоминает Saab Sonett. Двигатель объемом 1146см3 и мощностью 75 л.с. расположен не перед задней осью, а за ней. Независимая задняя подвеска разработана с нуля, применены дисковые тормоза на всех колёсах. Автомобиль проектировался под серийное производство с расчётом на 400 шт. в год.

Оба автомобиля экспонировались на местных и международных выставках и, несмотря на очень тёплый приём и хорошие отзывы, в том числе за границей, в серию они так и не пошли…

Точка невозврата

Любой художник мечтает о свободе творчества. Пройдя тяжелые годы послевоенного восстановления из руин, сделав колоссальный рывок, организуя производство нескольких новых семейств машин за десятилетие, почувствовав, наконец, желанный воздух свободы шестидесятых, автомобильные художники, инженеры, спортсмены, стали творить…

Но оказалось, что это не страна для них, а они для страны. Инициатива оказалась наказуема. Ветер свободы – миражом. Обещанный социализм, в смысле ориентированности на людей – политической ширмой. Энтузиазм, подавлённый и опозоренный, иссяк.

Спортивные автомобили Шкода были признаны рудиментами буржуазного кича. Желающие выслужиться чинуши критиковали их почем зря и не допустили ни один из автомобилей до производства. Как результат, Super Sport остался в единственном экземпляре, а GT – силами энтузиастов-самодельщиков – был воспроизведён в 6-ти экземплярах.

А, между тем, мир начал отказываться от заднемоторной схемы. Французские и итальянские приверженцы признали такую компоновку устаревшей и массово переходили на передний привод. Но Шкода продолжала эксплуатировать несчастные заднеприводники аж до 90х годов, ограничившись серьёзной модернизацией “сотки” в 1976, когда появилось новое семейство Skoda Typ.742, и очень запоздав с выпуском переднеприводной машины Favorit.


Картина, практически полностью соответствующая тому, что происходило с автопромом СССР: послевоенное восстановление, рывок освоения новых моделей, большие, но неоправдавшиеся надежды конца 60-х, полнейшая стагнация до середины 80-х, затем несвоевременный, с опазданием на 5-7 лет, выпуск нового и последнего поколения машин.

Эпилог

В 1981 году вышел чехословацкий фильм ужасов Upir z Feratu (Вампир из Ферата), где Super Sport, с переделанной передней частью, сыграл главную роль – автомобиль, чей мотор работает на крови вместо бензина. GT, кстати, тоже в фильме появляется. Фильм стал своеобразным некрологом спортивным автомобилям Skoda. Время производства машин ушло, ничего нового не предвиделось.

Жаль! Очень красивые автомобили получились!

источник Societé Turbo
Previous Спортивное купе с мощным турбодвигателем - Audi 100 Quattro
Next Modellista обновляет линейку для тюнинга Toyota Prius