Великолепная RX-7 всегда стояла особняком, играла в отдельной лиге. Даже если не знаешь о том, что под её капотом работает роторный двигатель, не придет в голову сравнивать ее с Супрой, Сильвией, 944-кой, 308GTB или с более амбициозными спорткарами из Штуттгарта или Маранелло. Уже одна её интеллигентная грация позволяла и позволяет оставаться вне категорий, быть выше сравнения.

автор: Василий Волков

Вкладыш #102 был мифическим из-за своей невероятной редкости (хотя, скорее всего, явление было локальным). Ходили слухи, что на нём какая-то крутая красная Мазда. В результате, я впервые увидел и заполучил его только в 1996-м, когда ажиотаж по Турбо прошёл, и многие уже начали потрошить свои коллекции, меняя вкладыши на фигурки монстров или модельки.

Великолепная и неповторимая RX-7 - Mazda RX-7

  • Ты что, снова забыл принести наклейки? – Никиту явно интересовали не наклейки, а сам процесс обмена. – Я же обещал, что я жду последний день, а потом порву Турбу?
  • Не рви, я…
  • Надо было не забывать!
    Я так долго гонялся за этим номером 102, а теперь вижу две его половинки, которые медленно кружась, как осенние листья, опускаются на пол класса. Одна опустилась к моим ногам и я быстро взял её, другая скользнула в щель между шкафами, и я вытащил её линейкой.
    Никита удалился. Он был очень доволен своим гордым поступком.



Великолепная и неповторимая RX-7 - Mazda RX-7

Роторная история Мазды

Роторная история Мазды началась в 1961 году с подписания соглашения с NSU о совместной работе над двигателем такого типа с целью скорейшего выпуска на рынок первого автомобиля с двигателем Ванкеля.

В то время, как в компании Mazda делали опытные образцы и проводили испытания, NSU готовила серийную модель NSU Spider, продажи которой начались уже в 1964. В 1967 появилась печально известная NSU Ro80 и стала тем продвинутым и высокотехнологичным гробом, в котором фирма поехала на кладбище брендов. Одна из основных задач создания роторного двигателя – организация плотного, но надёжного уплотнителя, не была решена должным образом, мотор практические не имел ресурса. В результате, компания несла колоссальные убытки из-за возврата автомобилей. Новейший NSU K70, остащенный традиционной силовой установкой, спасти NSU уже не мог. Он хорошо послужил концерну Volkswagen, став основой известного семейства переднеприводных «Народных автомобилей».


Мазда, напротив, делала только осмысленные шаги. Свой первый роторный автомобиль – Mazda Cosmo 110S, они выпустили только после того, как добились решения проблемы роторного уплотнителя, подтвердив результат ресурсными испытаниями. Кстати, это случилось в том же 1967 году, когда увидел свет Ro80!


Великолепная и неповторимая RX-7 - Mazda RX-7

О машине – Mazda RX-7 Turbo II

Автомобиль на вкладыше – Mazda RX-7 второго поколения (FC), или, по другой номенклатуре – Series 4 (три серии было в первом поколении, две – во втором).

Машина, появившаяся в продаже в 1985 году, создавалась на волне успеха предыдущей RX-7 (SA22C/FC), которая отлично продавалась и была любима прессой и энтузиастами. Задача, стоявшая перед главным инженером проекта Акио Учиямой, была уже даже не в том, чтобы превзойти удачную машину-предшественника, а перейти на новый уровень – дотянуться до технически совершенных Porsche 924/944 и, возможно, превзойти их за счет применения роторного двигателя.

Безусловно, влияние немецкой школы заметно. Но нельзя сказать о чём-то большем, чем влияние. Да, машина создана в духе Порше – это быстрый, но удобный для каждодневного использования автомобиль, но прямых заимствований стиля у Мазды нет. Как нет и заимствований технического рода.

Следуя за немцами, RX-7 слегка потеряла в лёгкости. Машина получилась тяжелее на три с лишним центнера, чем конструкция предыдущего поколения. Но динамика улучшилась, управление стало более надёжным – исчезла склонность к избыточной поворачиваемости, что в общем-то устроило и покупателей и прессу.

В рамках семейства RX-7 выпускался и кабриолет – Mazda RX-7 Convertible появился в 1988 году и выпускался до 1991 года. Изящный кузов купе нисколько не пострадал от потери жесткой крыши. Кабриолет выглядит очень гармонично!

Великолепная и неповторимая RX-7 - Mazda RX-7

В 1992 году появилось третье поколение RX-7, ставшее хорошо известным благодаря моде на уличные гонки, но значительно менее успешное в плане продаж.


Великолепная и неповторимая RX-7 - Mazda RX-7

Автоспорт

Второму поколению RX-7 от предшественницы, кроме головокружительных продаж, досталось еще и не менее впечатляющее наследие в виде почти сотни побед на трассах чемпионата IMSA GT в восьмидесятых.

Чтобы не ударить лицом в грязь, пришлось замахнуться на большее. Предок выступал в классе GTU (мотор до 3х литров), новую машину было решено выставлять в старший класс GTO. Кузов силуэта RX-7 GTO только внешне напоминал серийную машину, а в качестве силового агрегата разработали 600 сильный четырёхроторный двигатель 13J, развивающий 529 Нм момента.

В своём дебютном сезоне 1990 года команде удалось заработать 3 победы (включая 100ю для Р-Икс-7), а уже в 1991 Пит Халсмер стал Чемпионом серии IMSA GTO.

В 1994 году специально доподготовленная RX-7 GTO сражалась в ЛеМане в группе GTS, но заняла 2е место, проиграв своему вечному сопернику Nissan 300ZX и 15 место в абсолюте.


Характеристики

Конечно, Мазда РИкс-7 выглядит и управляется отменно, да и собрана она с должным качеством и, всё же, её главное отличие, которое с лёгкостью перекрывает другие характерные черты машины, находится у неё под капотом.

Это - роторный двигатель Ванкеля.
Это – роторный двигатель Ванкеля.

Анимированное изображение выше отлично иллюстрирует принцип работы таких моторов:

Трёхлопастной ротор двигается в зацеплении с зубчатым колесом статора по сложной траектории, позволяющей отсекать такты. 4 такта: впуск, сжатие, зажигание, выхлоп, умещаются в одном обороте ротора в отличие от двух оборотов, которые требуются для полного цикла коленвалу поршневого двигателя. Кроме того, в течение одного оборота 2 лопасти ротора совершают полезную работу, а у четырёхцилиндрового поршневого этим занят лишь 1 цилиндр.

Вот откуда взялись 6 цилиндров и 2600 см3 в технических данных вкладыша! Лопастей у ротора 3, объём пространства между лопастями и стенкой ~650 см3. 2 цилиндра одновременно в работе и 2 цикла за 2 оборота (а не 1 за 2) – умножаем 650 х 2 х 2 = 2600. А 6 цилиндров – это 3 лопасти, которые дважды работают за 2 оборота.


Логика кривая, но она есть. Особенно если сравнивать мощностные характеристики роторного мотора с поршневым.

Турбированный двигатель 13B-T, которому соответствуют данные вкладыша развивает 185 л.с. при 6500 об/мин и 248 Нм при 3500 об/мин. Такой же двигатель на машинах пятой серии (1989-1991) развивал уже 200 л.с.


Факты

  • 272027 автомобилей второго поколения было изготовлено с 1985 по 1992;
  • Это значительно меньше, нежели 471тыс. машин первого, но больше 68,6тыс. — второго поколения;
  • Мазда произвела на порядок больше роторных автомобилей в истории, чем все остальные компании вместе взятые.
источник
Previous Как в СССР готовили машины группы "Б" - автомобильный спорт СССР
Next Раллийный монстр группы «Б» - Peugeot 205 T16