Автомобильный спорт СССР был настолько развит и распространён, что мог считаться массовым видом спорта. Дети могли заниматься в секциях бесплатно. Ввиду того, что это технический вид спорта, занимались им, конечно, не кто попало, а самые целеустремлённые, самые настойчивые и бесстрашные, готовые посвятить свою жизнь мотору и скорости.
Но теоретически стать гонщиком мог любой советский юноша или молодой человек – вопрос не имел отношения к деньгам. Советским гонщикам были доступны и шоссейно-кольцевые, раллийные, кроссовые дисциплины. Существовало несколько трасс международного значения, на которых проводили значимые соревнования.
- Идеально?
-
Нет!
По размаху централизации Советский автоспорт, пожалуй, не имел аналогов во всём мире. Но его главная позитивная особенность – массовость, оказалась и главной тормозящей силой. Наш автоспорт рос вширь, а не вверх, его ограничивали стандартизация и железный занавес. Самым престижным состязанием для гонщиков и СССР был международный Кубок Дружбы, проводящийся странами СЭВ.
Уровень его, особенно до конца 70х, был довольно высоким, но соответствовал не мировому уровню, а локальному европейскому. Спортсменам и инженерам этого было недостаточно… и они были бы плохими спортсменами и инженерами, если бы не хотели большего!
Цитирую статью “Наши Гран-туризмо” инженера А.Аркуши из майского номера журнала “За Рулём” за 1989 год:
Энтузиасты, правда, на этом не успокаивались: они понимали, что лучшие результаты в “своём” классе машин не впечатляют, коль скоро им соответствуют места в третьей-четвёртой десятке абсолютного зачёта, и рекламный эффект таких выступлений ничтожен. Руки, как говорят, чесались по настоящей машине.
C 1984 года машины мирового уровня для выступления на трассах раллийного Чемпионата Мира, причём по требованиям знаменитой топовой группы “Б”, начали готовить на нескольких предприятиях, руководствуясь решением ФАС СССР от 1983 года. (См. ЗР №4/1985). Программа предусматривала не только проведение Чемпионата СССР в классе 9 (группа “Б”), но и дальнейшее мелкосерийное производство наиболее удачной конструкции.
Это очень интересные автомобили!
Lada-2108 Rally 4х4 (ВАЗ-29081/29084)
Созданный в УГК ВАЗ в 1984 году автомобиль изначально имел задний, а затем и полный привод. Имеющиеся 150 л.с. планировали довести до приемлемого в группе “Б” уровня в не менее, чем 300 л.с. путём применения импортных компонентов.
ВАЗ-2108 ЛГСА
Cозданный в Лаборатории Спортивных и Гоночных Автомобилей ВАЗа, среднемоторный “2108 ЛСГА” часто путают с предыдущим автомобилем, но это – другая машина, хоть и сходная по компоновке. Информацию и фотографии удалось найти в статье “Таинственная ЛСГА” на Драйве.
Lada EVA
300 лошадиных сил из расточенного до 1860см3 шестёрочного двигателя Стасис Брундза добыл с помощью турбонаддува на Экспериментальном участке Вильнюсского Авторемонтного Завода.
Нами-0290
Не одной “Восьмёркой” жил СССР. Свое виденье автомобиля для Класса 9 НАМИ продемонстрировало прототипом НАМИ-0290 “Апельсин-1” на базе кузова “Таврии” и турбированного двигателя 2106. К сожалению в 1988 году никакой речи ни о группе “Б”, ни о вероятном появлении еще более экстремальной группы “Ц” уже не шло…
Tavria ERF-Mobile
Спорттехклуб студии “Эстрекламфильм” (как Вы сейчас себе представляете такую форму – “спорттехклуб такой-то организации”?) в 1986 построил свою версию раллийной Таврии с центрально расположенным двигателем ВАЗ-2105 с двумя карбюраторами Вебер. Без турбо, но со 150-ю атмосферными лошадями.
АЗЛК-2141КР
И наконец, великолепно выглядящий АЗЛК-2141-КР, построенный в единственном экземпляре в 1988 году в Управлении Конструкторских и Экспериментальных Работ АЗЛК. Двигатель на базе УЗАМ-412 с двумя сдвоенными карбюраторами “Вебер” развивает 175 л.с.
Немало!
6 автомобилей, учитывая уровень группы “Б” – немало. Особенно, принимая во внимание, не очень большое количество участников в топовой группе мирового ралли. Во времена самой напряжённой борьбы 1985 года ими были: Peugeot, Lancia, Audi. От дел отходил Renault. Без особого успеха выступал Citroen, Проявили интерес и выставили машины Ford и MG. Имели бы наши машины успех, не запрети ФИА группу “Б” в конце 1986 года, не закончись история СССР? Не сразу, но определённо да! С ралли-рейдами ведь получилось!
Есть еще важный фактор.
Учитывая минимальные 200 автомобилей, которые необходимо было бы изготовить для участия в группе “Б”, уровень нашего ралли мог бы быть поднят массово. Ведь в отличие от дорожных Peugeot 205T16 и Lancia Delta S4, наши гоночные Лады не осели бы в хранилищах коллекционеров!
А что у нас в РФ?
По сравнению с масштабом той эпохи, сегодня автоспорт, со всеми своими федерациями, клубами, инициативами олигархов выглядит жалкой самодеятельностью. Три последних десятилетия мы наблюдаем деградацию: закрылись предприятия, выпускавшие технику для гонок, опустели и расформировались клубы и секции, обветшали трассы (а потом их и вовсе превратили в стройплощадку для футбольных стадионов, например).
А, между тем, без автоспорта развитие собственной автомобильной промышленности невозможно. Возможна только крупноузловая сборка. Из частей, купленных у тех фирм и из тех стран, где автоспорту уделяется, и всегда уделялось, большое значение.