90-е годы энтузиастам запомнятся как период расцвета японских спорткаров: для лагеря JDM последнее десятилетие ушедшего двадцатого века стало примерно тем же, что и 60-е – для поклонников американских muscle саrs. Тогда VTEC был веселым и легким на подъем (при этом от него совсем не разило жженым маслом), а Lancer EVO и Impreza STI еще выясняли отношения в песочнице.
автор: Петр Максимов, фото: из разных источников
Самое видное место в иконостасе японских спорткаров той эпохи по праву занимает Toyota Supra последнего поколения (с заводским индексом JZA80), звезда самого первого культового «Форсажа», а также тысяч коротких самопальных (но не менее захватывающих!) сиквелов, размещенных на YouTube. Помнится, Джереми Кларксон когда-то не слишком лестно отзывался о Supra, дескать, это не суперкар (хоть и едет машина внушительно, а с определенного расстояния ее даже можно перепутать с чем-нибудь по-настоящему экзотическим). Но стоит ли это принимать с обидой? Наоборот, можно сказать, что это своего рода комплимент: в отличие от холеных и местами нежных суперкаров из Европы (напоминающих собой в лучшем случае фигуристов или гимнастов).
Подобно спортсмену из Старого Оскола (который глянцевому спортзалу с модными тренажерами предпочтет турник да старый, добрый чугун в руках), Supra представляет собой простую, брутальную, безжалостную и очень эффективную спортивную машину, которая умудряется быть одновременно и кондовой, и удивительно и подвижной.
Каждый силен, находясь на своем месте, и Supra в своем амплуа была невероятно сильна, практически неуязвима. Ключевой момент – ей ни с кем свое место делить не приходилось: хоть Skyline GT-R традиционно противопоставляют Supra, но по факту это куда более высокотехнологичная и дорогая машина. Ближе всех, наверное, Chevrolet Camaro, который как минимум настолько же наглый, брутальный и бескомпромиссный, но Supra ловко его переигрывала и в управляемости и тормозной динамике, а вдобавок превосходила качеством и надежностью. Supra хватило смелости быть собой – машиной с уникальным сочетанием качеств, и именно это сделало ее не угасающей легендой JDM-сцены.
Для тех, кто хочет прикоснуться к неповторимому духу этой машины, альтернативы не существует: искать придется именно Supra. Между тем это задача не из простых: новая машина стоила дорого. Собственно, именно высокая стоимость, возникшая на почве сильного подорожания иены, и погубила эту машину. При этом годы не сделали Supra сильно дешевле, хотя состояние большинства экземпляров заметно ухудшилось…
Характерная особенность модели – большое количество автомобилей, побывавших в сильных авариях: среди Supra число таких экземпляров даже выше, чем в случае с большинством других спорткаров (первая причина – возраст, все-таки далеко не все спортивные машины способны столько прожить, вторая – дикий норов: Supra не любит глупых водителей и не прощает им ошибок).
Найти не завернутую в узел Supra – проблема (и такая машина не будет продаваться за бесценок). Зато, если удалось найти нормальный экземпляр, то он порадует надежностью электрики и отсутствием и серьезной склонности к коррозии.
Двигатель у Supra прекрасный: от рождения мотор обладает феноменальным запасом прочности, и даже агрессивный водитель не сможет его быстро (убить) вывести из строя. Другое дело, что наши водители, однажды распробовав надежность той или иной машины, обычно начинают искать предел этой надежности. Некоторым это все-таки удается, после чего машину могут выставить на продажу. В целом поводов для паранойи нет, но мотор проверить перед покупкой будет нелишним. Если речь идет о турбоверсии, то хотя бы на предмет ровного нарастания давления: если на низких и средних оборотах мощности не хватает, и машина начинает более-менее ехать только на верхах – то как минимум есть дырочка в паипинге, а может, и с турбиной что-то не так.
Коробки передач тоже весьма надежны, при-чем любая из них, что механическая (с завода турбоверсия оснащалась шестискоростным агрегатом Getrag), что автоматическая. Надо сказать, что Supra с турбомотором 2JZ-GT и АКПП далеко не самый плохой выбор: коробка передач очень надежна, да и к скорости переключения претензий нет («автомат» туговато соображает, когда от него требуется включить пониженную передачу, но не будем забывать о возрасте этой машины). Довольно опасное сочетание – 2JZ-GT и пятиступенчатая коробка передач (такие СЛОЖНО коктейли обычно возникают в результате свапа турбомотора в атмосферную машину, а по-скольку с завода она оснащалась даже не R-154, а более слабой коробкой W58, то переключаться придется без ударных нагрузок, особенно если мотор не стоковый, а, скажем, сдобрен выхлопной системой и большим интеркулером).
Подвеска у Supra прочная, и если достался автомобиль в идеальном состоянии, то необходимость в больших вложениях возникнет очень нескоро. Увы, далеко не все предлагаемые на нашем рынке экземпляры ухожены, и высока вероятность того, что подвеску придется восстанавливать сразу после покупки. Между прочим, в ней обильно применен алюминий, поэтому восстановление может встать в серьезные деньги (один нижний рычаг может потянуть аж на 10 0500 рублей – Soarer). Toyota Supra – легендарный драгстер, а это -заслуга двигателя с огромным запасом прочности. Бытует мнение, что при правильном подходе можно снять 500-600 лошадиных сил безо всяких изменений в ШПГ и без замены масляного насоса. Недаром даже за подержанный двигатель просят внушительные деньги (дороже только «красноголовые» двигатели Honda типа F20С или С32В)! Естественно, придется доработать ГБЦ, установить другие валы, а может и новый впускной коллектор (не говоря уже о том, что доводки потребует топливная система), но в целом Toyota Supra сделала знатный подарок любителям огромных мощностей. Supra с космической отдачей – чем не звезда «кивы»?
Жаль, очень жаль, что потенциал этого двигателя полноценно раскрывают только тюнеры, обитающие в восточных и южных регионах нашей страны: в Москве люди, располагающие необходимыми для интенсивной доводки 2JZ-GTE деньгами, выбирают другую технику, вероятно, боясь быть неправильно понятыми. Те же москвичи, которые однажды начали постройку ослепительно быстры Supra, в большинстве своем бросали эту затею на полпути…
Возможно, они считают 1000-сильную Supra бесполезным генератором дыма из-под задних колес (и вправду задний привод в наш век -однозначный выбор для гурмана). Но ведь это поправимо: в России известны проекты (причем успешные!) по созданию полноприводных Supra, способных не только с ходу, но и с места показать класс. Но целесообразность такого проекта вызывает некоторые сомнения: в заводском исполнении Supra с полным приводом не существует, в отличие от того же Mark II (который можно переоборудовать с меньшими затратами).
Стоит отметить, что Supra вполне поддается доводке в легкой форме: даже простой “бустап” (впуск, выпуск, интеркулер, ЭБУ без ограничения давления наддува, буст-контроллер) позволяет выжать порядка 400 лошадиных сил и больше (при штатных 280-330). Хороших результатов позволяет добиться Supra, привезенная из Америки, поскольку она имеет турбины со стальными крыльчатками вместо керамических, более производительные форсунки, а так-же мощный (280 литров в час) бензонасос. Сравнительно экзотическая область применения данной машины – дрифт: дело в том, что двигатель здесь смещен ближе к кабине, а колесная база короткая, в результате машину нельзя назвать покладистой. В общем, для дрифта это неидеальный выбор, но тем не менее находятся любители, которые на Supra ездят боком. Мощный двигатель с огромным потенциалом здесь очень кстати, но, как водится, не обойтись без доработки подвески и кузова (облегчение плюс увеличение жесткости).
Для уличного использования подвеску дорабатывать не придется: предельные возможности этой машины высоки, и спортивная подвеска хоть и желательна (хотя бы для правильной спортивной посадки), но вовсе не обязательна. Куда лезть вообще не стоит – так это в тормоза: прекрасно работают и стандартные четырехпоршневые механизмы, появившиеся после модернизации 1996 года (тогда же у авто в японской спецификации две турбины сменила пусть и одна, зато подбадриваемая системой VVTI). Они даже лучше многих тюнинговых комплектов (установкой заводских тормозов от Supra не брезгуют и владельцы других Toyota).