За 10 лет владения автомобилем, мы теряем…
Обычное средство передвижения? В теории это так и есть. Но к сожалению, благосостояние населения нашей страны еще не может сравниться со многими западными развитыми странами, где, для большинства людей автомобиль, как раз и является чаще всего обычным средством передвижения.
Согласно статистике Госкомстата, в РФ выросло количество автомобилей на 1000 жителей страны. Последние уточненные данные не менее важные, так как именно по этому показателю во всем мире принято считать уровень развития государства. Но неужели такое большое количество людей в России стало настолько богатыми, чтобы они начали скупать на авторынке автомобили, как горячие пирожки? На самом деле, конечно нет.
Но почему тогда за последние 10 лет автопарк страны значительно помолодел, что многие Россияне чаще стали покупать новые автомобили в место подержанных? Неужели у всех, каждого из нас, так резко выросли доходы? Это естественно, тоже не так.
Причина парадокса Российского авторынка скорее всего заключается в другом. В первую очередь все дело, в финансовой неграмотности населения, которое, не понимая и не осознавая свои финансовые возможности, приобрело за последние 10 лет огромное количество автомобилей в кредит, да еще по баснословным процентным ставкам.
Именно автокредиты и двигали весь авторынок страны в течение последнего десятилетия. Но задумывались ли вы, сколько денег каждый из вас переплатил по кредиту и в общем в целом. Знаете ли вы, сколько потеряли на владении автомобилем в течение его длительного использования?
Сколько мы теряем денег на владении автомобилем в течение 10 лет
К сожалению не многие из нас об этом задумывались. Хотя стоило бы призадуматься, чтобы в будущем не совершать таких необдуманных покупок нового автомобиля в кредит. Особенно об этом нужно призадуматься тем людям, которые, купив автомобиль в кредит по сути, даже и не думали, что он для них окажется совсем не по карману в связи с большими расходами на эксплуатацию и обслуживание, а также с большой потерей его рыночной стоимости в процессе владения данным транспортным средством.
Почему же многие Россияне за последние 10 лет не задумываются о своих возможных финансовых потерях, не осознают свои финансовые возможности и не закладывают всевозможные риски на будущее, при покупке себе автомобиля, то есть в буквальном смысле скупали все то, что им предлагали автодилеры в последние годы?
Здесь наверное дело, как раз в том, что в нашей стране все-таки автомобиль, это еще пока роскошь и символ богатства. Так же для многих из нас он остается символом успеха и каких-то амбиций. Не секрет, что многие из нас купили автомобиль, чтобы доказать окружающим свои возможности, хотя на деле, многим из нас, надо было купить автомобиль поскромнее в связи с их нестабильным и небольшим доходом.
Пришло время, когда надо учиться жить по средствам
Но нет, как же. Многие из нас за последние 10 лет решили для себя, что они обязательно должны выглядеть для всех окружающих, хотя бы внешне, богаче и по статусней. В итоге многие из нас долгое время не могли ни как спуститься на землю, владея при этом автомобилем, который, по сути, высасывал из них весь семейный бюджет. К сожалению, даже сегодня, в таких тяжелых экономических условиях многие в нашей стране ничего не поняли, что пришло время, когда надо учиться жить по средствам, попрежнему продолжают владеть автомобилями, которые они в принципе не тянут.
Прежде всего это конечно связано с тем, что очень большое количество людей не обладают хорошими финансовыми знаниями, а также не привыкли все постоянно считать, вспоминать историю образования цен, учитывать показатели инфляции и т.п. исходные данные. Но это и является неправильным. Каждый из нас должен знать, что приобретая любой автомобиль мы изначально начинаем терять на нем свои деньги, в связи с постоянными растущими затратами связанными с его конкретным владением, а также, в связи со снижением рыночной цены на сам автомобиль.
Кто-то может сказать, что здесь все просто. Нужно просто сложить все расходы, связанные с эксплуатацией машины и на этом все. Но не все так просто, как хотелось бы. Чтобы точно установить сколько теряется денег в течение 10 лет, с момента приобретения нового авто, нужно применить более сложный расчет, который в конечном итоге может многих из вас повергнуть в шок, так как после него может выясниться, что владение автомобилем в течение десяти лет может обойтись многим из нас в стоимость 1-комнатной квартиры в г. Москве. Не верите, и как такое может быть?
Давайте все подробно посчитаем на теоретическом примере
И так, давайте представим, что вы 10 лет назад за наличный расчет (полностью за свои деньги) купили новый импортный автомобиль стоимостью в 1 млн. рублей.
Предположим, что в среднем, каждый год автомобиль теряет в стоимости 6% (на самом деле все конечно зависит от баланса спроса и предложения, популярности модели и т.п., и, как правило, потеря стоимости авто за 10-летний период составит, куда большую сумму).
Получается, что спустя 10 лет после покупки автомобиля, он будет уже стоить примерно около 400 тыс. рублей. И это, надо заметить, без учета финансовых потрясений, обесценивания рубля и большой инфляции, которая по факту наблюдается в России последние десять лет.
И так получается, что за 10 лет на рыночной стоимости авто мы потеряем в среднем 600 тыс. рублей.
В год это примерно 60 000 рублей, или 5000 рублей в месяц.
Теперь давайте посчитаем, во сколько в среднем нам обойдется владение автомобилем в течение 10 лет. Учитывая инфляцию в течение последних десяти лет, всех изменений в стоимости топлива, в размере транспортного налога, в стоимости страхования (ОСАГО и КАСКО), в стоимости парковочных мест, в увеличении штрафов ГИБДД и плюс сюда же, удорожания стоимости самих автозапчастей и обслуживания самого автомобиля, мы примерно посчитали во сколько может обойтись владение автомобилем стоимостью 1 млн. рублей, купленного вами например, в 2007 году.
Получается, что при небольшом ежегодном пробеге в 15 000 – 20 000 км в среднем, владелец подобной машины в течение десяти лет затратил бы на ее владение, около 1 млн. 200 тыс. рублей.
В среднем это получается- 120 000 рублей в год или по 10 000 рублей в месяц. По факту данный расход денежных средств, скорее всего будет существенно выше.
Теперь, давайте прибавив к этой сумме те расходы, если автомобиль был куплен в кредит. Предположим, что автомобиль стоимостью 1 млн. рублей был куплен в кредит в 2007 году по ставке в 23,5% годовых, без возможности досрочного погашения кредита (в те годы это было распространенным явлением в банках и кредитных организациях).
Первоначальный взнос при покупке автомобиля в кредит- составил 30%. Срок кредитного договора- 3 года. В итоге получаем, за три года выплаты автокредита, владелец машины переплатит за автомобиль примерно 254 000 рублей. И данный пример мы приводим без какого-либо учета всевозможных комиссий, затрат приобретенных и навязанных вам различных страховок.
Теперь давайте сложим все затраты указанные нами выше, чтобы получить общие совокупные потери, за 10 лет владения вами машиной.
Получаем: 60 000 + 1 200 000 + 254 000 = 1 514 000 руб
То есть выходит, если считать по минимуму, что при покупке машины в кредит и владению ей в течение 10 лет при небольших ежегодных пробегах, наши потери составят в среднем 1,5 млн. рублей, то есть- 151 тыс. 400 рублей в год, или 15 тыс. 140 рублей в месяц.
Но и это еще не все. На самом деле наши потери мы должны рассчитывать также, с учетом упущенной вами выгоды. Ведь, что получается, если бы мы не купили в 2007 году автомобиль за 1 млн. рублей, то у нас бы оставалась бы на руках свободная денежная сумма, которую мы могли бы например, вложить в государственные облигации или в банковский депозит.
А теперь давайте подсчитаем упущенную вами выгоду от вложения 1 млн. рублей за 10 лет, то есть ту сумму, которую вы потратили на покупку нового авто.
Давайте возьмем средний процент по банковским вкладам за последние 10 лет. Согласно официальной информации ЦБ РФ, средний банковский процент по депозитам в ведущих банках РФ за последние 10 лет составил 10%. Теперь давайте посчитаем с учетом капитализации процентов, сколько вы могли бы заработать на банковском депозите за эти 10 лет, если бы не купили себе за 1 млн. рублей автомобиль.
Получается, что с учетом каждого месяца и процентов по вкладу в 1 млн. рублей в течение 10 лет к основным деньгам на депозите , мы получим спустя десять лет -2 млн. 705 тыс. 562 рублей.
Я не хочу покупать машину в кредит
В итоге получится, что эффективная ставка по депозиту составит в среднем 17,06% в месяц. То есть, за 10 лет хранения вклада на депозите мы могли бы получить сверх 1 млн. рублей, дополнительно еще- 1млн. 070тыс. рублей. Таким образом, что купив автомобиль стоимостью в 1 млн. рублей, вы лично упустили выгоду в 1,7 млн. рублей. Естественно исходя из данной суммы вы обязаны эту упущенную выгоду, приплюсовать к своим потерям, которые были связаны с владением автомобилем в течение 10 лет.
В итоге ваш конечный расчет потерь будет выглядеть так:
1 514 000 руб + 1 705 562 руб = 3 219 562 руб
То есть исходя из полученных цифр можно сделать вывод о том, если бы вы не купили автомобиль в 2007 году за 1 млн. рублей, а разместили бы деньги на банковском депозите, плюс сюда деньги, что были потрачены на содержание вашего автомобиля, а также на выплату процентов по кредиту, и все это стали бы ежемесячно откладывать на отдельный банковский счет, то у вас получилось бы, что через десять лет на ваших двух банковских счетах накопилось бы больше 3 млн. рублей.
А это уже почти-что стоимость однокомнатной квартиры в некоторых районах Москвы.
Если же вы, помимо вклада в 1 млн. рублей каждый месяц откладывали бы на депозит еще по 15 000 рублей (средний расход при владении автомобилем в течение десяти лет), то итоговая сумма с учетом капитализации процентов на банковском депозите в течение 10 лет, составила бы- 5 млн. 761 тыс. 539 рублей.
В итоге эффективная ставка по депозиту составила бы за 10 лет около 15,74%.
Таким образом мы можем наглядно увидеть, какую сумму денег мы теряем на владении автомобилем стоимостью в 1 млн. рублей, начиная с 2007 и заканчивая 2017 годом. Естественно говорить ни кому не надо, что по меркам 2007 года это мог бы быть достаточно дорогой автомобиль, ведь средняя стоимость иномарки в России в те годы составляла 500 тыс. рублей.
Тем не менее, наши расчеты применимы и к сегодняшнему времени. Любой желающий может примерно высчитать, сколько он потеряет денег на владении любой машиной в течение ближайших лет. Причем расчет покажет вам только минимальные потери без учета возможных финансовых проблем в самой экономике страны, т.е. без возможного ослабления Российской валюты и серьезного риска большой инфляции. В этом случае потери могут оказаться еще больше.
Так же благодаря этому расчету, каждый из наших читателей может высчитать с помощью любого депозитного онлайн-калькулятора в сети Интернет, сколько он сможет заработать, если вместо покупки дорогого автомобиля вложит свои деньги в банковский депозит на 10 лет.
В итоге, с учетом того, что сегодня проценты не такие большие, как были в последние годы, все равно у вас получится, что в течение будущих десяти лет каждый из вас может заработать на пополняемом депозите сумму, сопоставимую со стоимостью квартиры (с учетом, если ежемесячно пополнять вклад на сумму сопоставимую с ежемесячными тратами на автомобиль, при его владении в течение 10 лет).
Нет, мы естественно не призываем всех наших читателей отказываться от покупки автомобиля. Смысл наших примеров состоит в том, что каждый человек перед покупкой автомобиля должен осознавать, что владение машиной всегда связано с большими тратами. Вот пример:
Знаю человека, который 8 лет назад взял в кредит новую BMW X5 под 22% годовых. Самое интересное, что этот товарищ до сих пор не расплатился по кредиту. За это время он уже несколько раз перекредитовывался в нескольких банках. Почему так произошло?
Все просто. Человек купил себе машину не по средствам. Плюс, не учел экономические риски нашей страны. В итоге, в кризис, славу богу что его еще не уволили, зарплату существенно сократили и снизили. Таким образом он продолжает сегодня наслаждаться своей премиальной роскошью, то есть старой БМВ Х5 (да действительно, сегодня эту кредитную машину можно смело называть старой) выплачивая за нее остатки кредита.
Но самое интересное здесь ни это. Этот «счастливый» обладатель Х5 только недавно понял, сколько ему пришлось переплатить за 8 лет по автокредиту, сколько он потерял денег на обслуживании и частом ремонте, сколько потратил денег на топливо, страховку, парковку и т.п. услуги. Но главное он понял, сколько потерял денег на потере стоимости премиального кроссовера, который сегодня уже стоит меньше миллиона рублей.
Нам хотелось бы, что бы вы не забывали, нужно уметь делать все -разумно. Допустим, вместо новой Тойота Камри можно себе купить более дешевый автомобиль, который можно будет дешевле обслуживать и эксплуатировать, а сэкономленные деньги можно просто напросто вложить в банковский депозит и спустя 5-10 лет получить для себя неплохие деньги, которые дальше можно вложить в образование детей или в недвижимость.
Согласитесь, так все же будет разумней и правильней, чем вкладывать все деньги в дорогой автомобиль, который неизбежно за короткое время существенно подешевеет и принесет вам в любом случае только одни убытки.
Если основываться на нашем примере, то получается, что владелец автомобиля стоимостью несколько миллионов рублей, в течение последующих 10 лет будет терять ежемесячно в среднем, по 15 тысяч 140 рублей. И это с тем учетом, что в стране сегодня 56 млн. автомобилей и, что в стране средняя заработная плата на сегодняшний момент составляет чуть больше 30 000 рублей. Значит получается, что владение автомобилем среднего ценового сегмента может обходиться почти в половину зарплаты среднестатического россиянина.
Много ли это? Конечно решать вам. Наверное пришло время просто призадуматься и научиться жить по средствам, а также, совершенствовать свою финансовую грамотность.