Изобилие хрома, огней, дизайнерских деталей, картин, мониторов, кожи и хрусталя – это не «привет» от рублевского особняка девяностых, это про Декотора – хобби и стиль особой касты японских водителей грузовиков.

Красочно разрисованные цветами, осьминогами, героями аниме, украшенные неоновыми или ультрафиолетовыми лампами грузовики с необычными хромированными деталями и всевозможными подсветками покорили японские трассы в 70-х. Стиль был настолько популярен, что водители дизайнерских грузовиков даже выделились в особую социальную группу общества. Сейчас же это великолепие неона и хрома чаще можно встретить только на фестивалях японского тюнинга.

Основная задача при изготовлении грузовика Dekotora — сделать его снаружи и внутри максимально кричащим и экстравагантным, при этом сохранив функциональность.
Как ни странно, «дедушка» всех этих неоновых грузовиков простой трехколесный автомобиль. На таких в Японии перевозили рыбу и морепродукты. От влажности и постоянного воздействия соленой воды автомобильчики быстро ржавели. Жесткость кузова утрачивалась, при этом ресурс двигателя еще не был исчерпан. Вот тут-то водителям и пришла в голову идея укрепить кузов хромированными деталями. Известно, что хромированное железо достаточно тонкое, поэтому деталь просто клепали на кузов автомобиля. Интересно, что хромированные штуки водители брали в основном от экскурсионных автобусов и военной техники США, в том числе от самолетов.

Благодаря блеску, текстуре и долговечности, хромированные и нержавеющие детали стали повсеместно использоваться для обшивки таких маленьких автомобилей. После того как кузов преображался при помощи хрома, некоторые водители наносили цветочные узоры и другие рисунки.

В 70-е культура Декотора привилась и большим грузовикам. Вообще весь стиль Декотора глубоко уходит корнями в индустрию рыбной логистики. Две группы водителей: «Миядзаки» из Йокогамы и «Быстрая доставка» 7-го города в порту Нацусака колесили на своих хромированных автомобилях, развозя рыбу по всей стране, привлекая внимание и ловя восторженные взгляды обывателей архипелага.

В 1975 году японская корпорация Toei (Тоеи), занимающаяся разработкой видеоигр и телевизионной продукции, выпустила первый из 10 фильмов под названием «Торраку Яро» («Парни с грузовиками» ), по сюжету нечто среднее между нашим сериалом «Дальнобойщики» и тарантиновским «Убить Билла». Так вот один из главных героев «Ичибанбоши» или «Первая Звезда», на протяжении 10 серий передвигается по Японии и выручает девушек в трудных ситуациях. Ездит он и другие герои фильма на грузовиках, переливающихся в темноте как новогодняя елка, обильно украшенных хромированными деталями и рисунками.

Фанаты стиля добивались от своих рабочих лошадок максимального сходства их автомобилей с экранными, посвящая этому немало сил, времени и средств. Другие шли еще дальше и под влиянием комиксов про трансформеров создавали фантастические конструкции, не предназначенные для езды по дорогам общего пользования, совершенно не похожие на какой-либо современный грузовик. А с конца 90-х годов над Декоторой давлело искусство Гандама . Это один из самых продолжительных активных франчайзов в истории аниме, созданный студией Sunrise. Визитной карточкой Гандама являются фантастические миры, космические войны, оружие, огромные боевые роботы и японские мотивы.

Стиль Декотора популярен не только среди водителей большегрузной техники. В Японии можно встретить 20-тонный грузовик, 1,5-тонник и междугородный автобус выполненный в этом стиле.

Кстати, подобный тюнинг — штука недешевая: одна установка светового оборудования обходится в сотни тысяч долларов. Но результат, по мнению фанатов Декотора, того стоит.
Чем и как «обвесить» свою машину – личное дело каждого водителя. Самое главное, чтобы грузовик даже во всем великолепии тюнинга смог пройти весовой контроль и не занимал больше одной полосы дороги. Также и рисунок — дело вкуса его владельца, но совершенно точно это не будет никакая реклама.

Кабина также преобразуется. Панели перешиваются бархатом немыслимых цветов или тканью. Всюду висюльки, наклейки, фигурки, пластиковый набалдашник на рычаге коробки передач, хрустальные люстры на потолке и другие причуды, рожденные в голове любителя аниме. Еще одно направление этого стиля диктует дальнобойщику обшить весь салон кожей, повесить все возможные мониторы и игровые консоли и еще добавить диодное освещение.

Водители – фанаты Декотора традиционно устанавливают в грузовике рацию, а свои позывные помещают в разукрашенную рамочку и кладут под стекло.
Также дальнобойщики «тюнингуют» и собственную внешность. Тюнинг включает невероятную прическу на голове, полотенце, повязанное на шею, неизменные белые носки на ногах, темные очки на лице и золотую цепь на шее. Да еще и речь такого водителя изобилует диалектизмами.
Декотара является родоначальником еще нескольких стилей.

Стиль Кансай, при котором используется много ночного освещения. Днем такие машины выглядят невзрачно, зато в темное время суток переливаются подобно лучшим казино Лас-Вегаса.

Стиль Канто. Полная противоположность Кансай. Машины невзрачны ночью, зато днем блестят всем великолепием хромированных деталей.
Ну и «золотая середина» — ретро стиль, сдержанность в деталях, зато много аэрографии и машина отполирована до блеска.

Декотара можно увидеть в нескольких американских фильмах. В фильме «Начальный D» гоночная команда «Император» везет одну из своих машин в грузовике с декоторами . В фильме «Актриса тысячелетия» героиня часть пути проделывает на грузовике Dekotora. Грузовик Dekotora кратко виден во французском фильме Гаспара Ноэ «Войди в пустоту».
Разумеется, грузовики с нестандартной внешностью никогда не вызывали восторга у властей. С их владельцами боролись, отказывались регистрировать автомобили и даже запрещали выезд на дороги грузовикам с самыми радикальными переделками. Тем не менее, многие дальнобойщики вышли из ситуации. Самые нестандартные и кричащие детали снимаются и монтируются во всей красе только на специализированных фестивалях тюнинга.

Но культура Декотара остается популярной. Интерес подогревается кино и телевидением. Для поклонников выпускаются специализированные журналы «Грузовик» и «Король грузовика». Последователи стиля объединяются в закрытые клубы, общаются и делятся опытов на специальных форумах. Более 30 лет в Японии устраиваются всевозможные шоу, где можно насладиться всем великолепием неоновых грузовиков.

А различные модельки грузовиков Декотара, выпущенные на рынок в конце 70-х, до сих пор пользуются спросом у детей и коллекционеров.

Previous ЖиФест 2019: быстрее, выше, сильнее!
Next Машины героев культовых фильмов ужасов