Стоит ли брать ВАЗ-2101? – таким, не самым серьезным названием я зочу озаглавить серию статей об актуальных для нас, людей, говорящих на русском языке, машинах. Я не стану выстраивать рейтингов, но право открыть серию, считаю, должно достаться любимой многими, знаковой для СССР и значимой даже для современной России, нашей “Копеечке”!
Во всем первая
“Первая модель” действительно первая по самым разнообразным параметрам. Не буду перечислять все аспекты её инновационности для автопрома СССР, иначе придется статью превращать в трактат. Остановлюсь на двух определяющих моментах, которые характеризуют этот автомобиль наиболее полно:
Можно сколько угодно разглагольствовать о величии нашего автопрома, дескать, мы “то” первые придумали, без нас бы “сего” не было… Но по факту, не было у СССР нормальной автомобилизации до появления продукции Волжского Авто Завода.
Немного истории
В 1966 произошли важнейшие для нас с вами события:
- FIAT начинает производство своей 124-й модели.
- FIAT-124 становится Европейским автомобилем года.
- ВНЕШТОРГ и FIAT подписывают соглашение о сотрудничестве
- В 1970 первые автомобили ВАЗ-2101 (которые отличались от прародителя) вышли из ворот ВАЗ, началось его массовое производство, которое продолжалось до 1988 года,
- породив не только несколько модификаций, вроде 21011 и 21013, но и став родоначальником классического семейства, последний автомобиль которого ВАЗ-21074 собрали
- в Египте в 2014 году (сам завод выпустил финишный ВАЗ-2104 17 сентября 2012 года).
О машине
Автомобиль представляет из себя простую и надежную машину с четырехцилиндровым продольным верхневальным двигателем с карбюратором; кузов несущий, независимая передняя подвеска – “двухрычажка” со стабилизатором, зависимый задний мост на пружинах с тягой Панара.
До середины 80-х подобные конструкции оставались конкурентноспосоными – автомобиль-индикатор Toyota Corolla не могла предложить ничего сверх описанного (кроме более мощного двигателя для версии GT и дизеля) до 1983 года, когда новое поколение сменило компоновку на переднеприводную. Но, следует напомнить, что к середине 80х предполагался переход ВАЗа на передний привод – готовился ВАЗ-2108, который, по-идее, должен был заменить “классику”, почему этого не произошло – другой вопрос.
5 “ЗА” покупку ВАЗ-2101 сейчас:
- Статус автомобиля на подъёме, но он всё ещё дёшев – это хорошее вложение денег.
- Отреставрированный ВАЗ-2101 отлично подойдет в качестве “авто выходного дня”.
- Динамика машины позволит нормально себя чувствовать в городском потоке.
- Любая неисправность дёшево ремонтируется в 1 день силами одного-двух человек.
- Это отличная “база” для гоночного или имиджевого автомобиля.
5 “ПРОТИВ” покупки ВАЗ-2101 сейчас:
- Дешёвые запчасти часто низкого качества.
- Необходимо иметь навыки автомеханика – в этой машине всё время что-то неисправно.
- Пассивная безопасность равна нулю.
- Это машина не для новичка – требует навыков вождения, ошибок не прощает.
- Очень неудобный, по современным меркам, салон. Долгие поездки утомляют.
В чем ее прикол?
А прикол ВАЗ-2101 сейчас в том, что это по-прежнему вполне рабочий автомобиль с красивой ретро внешностью, с самым дешевым, пусть и постоянным, ремонтом, доступным каждому (кто не боится держать в руках ключ), с интересной и честной заднеприводной управляемостью, свободной от всяческих помощников. Это машина для тех, кто любит автомобиль во всех его проявлениях.
Я скучаю по “Единичке”, ведь она тоже была моей первой машиной.
Так стоит ли брать ВАЗ-2101?
Если не боишься запачкать руки, то…