Машины с «экзоскелетом», и почему кромсание идеальных Интегры и Миаты – хорошая идея.
текст Aaron Bonk \ Superstreetonline.com, Фото: Cade Garrett, Sinh Nguyen
перевод гаражный вестник
Раньше вы могли сталкиваться с автомобилем с экзоскелетом, когда жевали печеньки под утренний сюжет Топ Гира про Ariel Atom K-series.
Изнаночное расположение рамы экзо-автомобиля является наиболее очевидной характеристикой, но не единственной. Здесь колеса расположены вне рамы или монокока, в отличие от классических гоночных автомобилей с открытым колесом.
И его структура – это смесь гоночного автомобиля и кузова любого седана на дороге. Здесь пара труб с перемычками простирается продольно вдоль каждой стороны автомобиля, окружая пассажиров и подчеркивая, что такие вещи, как двери, больше не нужны.
Более-менее традиционный каркас включает в себя все, что положено, плюс пара элементов тут и там для крепления двигателя и трансмиссии, да упоры для амортизаторов. Все остальные системы, вроде питания или охлаждения, могут быть упрощены или усложнены на ваш вкус.
Знание, что такое экзо-автомобиль, и понимание, что вы этого хотите, не означает, что вы можете легко проделать все эти операции. И вот вы хотите превратить свою Honda в такую, а не отстегивать $ 65K за Atom, но это только усложняет ситуацию. Начиная со знания, где и сколько вырезать из оригинального кузова, и заканчивая созданием паутины труб, которые не будут угрозой чьему-либо существованию.
Поэтому вы можете просто попросить кого-нибудь вроде Krowrx сделать все для вас, в Бирмингеме, штат Алабама, которые уже более двух лет потрошат отличные автомобили, вроде Integra и Miata. «Я устал от попыток сделать все максимально лаконичным, – говорит основатель Krowrx JD Дархэм о своей RX-8, которая привела его ко всему этому. «Я хотел чего-то другого, поэтому я дал идее шанс, и оказалось, что это хит».
И «хит» означает, что он и его деловые партнеры – Майкл Зук, Уэсли Бузер и Колби Редман – получили очередь из клиентов, желающих заплатить деньги, чтобы их крыши отвалились, а их ветровые стекла выбиты. «Мы хотим, чтобы все были в состоянии наслаждаться этим», – говорит JD об ощущении набегающего потока воздуха, не говоря уже об абсурдном отношении мощности к весу. «Это бомба, и вы можете использовать любой автомобиль».
XTEGRA
Найдите себе Integra третьего поколения с оригинальным мотором и панелями кузова с корректным VIN-ом, и ваша первая идея вряд ли будет заключаться в том, чтобы покромсать ее с помощью болгарки плазмореза. Это потому что вы не Krowrx, которые мыслят глобальнее и не боятся резать отличную Хонду ради этого.
«У нее был абсолютно ровный кузов, и мы его порезали», – говорит JD, смеясь, и отмечая, что все это весит около 1400 фунтов, что примерно вдвое меньше первоначального веса. Низкая снаряженная масса означает, что двигатель не должен быть сильно модифицирован, чтобы можно было отжигать. «По ощущениям, сейчас он выдает 300 л.с.», – говорит JD, хотя это не так. Из изменений двигателя, которые могут реально способствовать увеличению мощности здесь разве что впуск с низким сопротивлением.
И это ок, потому что Xtegra так же впечатляет поведением при езде, как и всем остальным. По крайней мере, это подчеркивает JD. «Это похоже на катание на мотоцикле с его ощущением открытого воздуха – свобода, которую вы получаете, просто потрясающая».
THE M-EXO-5Honda Integra
Через два года Krowrx перешел от кромсания собственных автомобилей, таких как RX-8 и Xtegra, к реализации пожеланий клиентов.
Таких как M-EXO-5 Шина Нгуена, экзо-кар на базе Miata, которая во многом была первой для JD и компании. «Намного больше мяса в кузове», – говорит он о разнице между резкой кабриолета вроде Miata и Integra. Различия, означающие еще несколько часов на резку, выпиливание и шейвинг.
Как и Xtegra, M-EXO-5 остается на удивление стоковой. В ее двигатель не лазили, коробку скидывали только для замены сцепления и установки более легкого маховика, а в подвеске из «не-мазды» только амортизаторы Bilstein и пружины MSM. «Мы проанализировали точки крепления, и старались следовать всем оригинальным линиям кузова», — говорит JD о структурной эстетике, указывая, что все надрезы были сделаны по заводским швам, чтобы сохранить как насколько возможно целостность шасси.
«Все это началось с моей RX-8. Я просто ввязался в это и действительно наслаждался отсеканием лишнего», – говорит JD. «Это была одна из самых идеальных RX-8, которые я когда-либо видел. Это была чистая, четкая машина, но я сказал «К черту!» начал разбирать ее по винтику».
Что с регистрацией?
Ответ — и да, и нет, это зависит от того, где вы живете. Каждый бэкзо-билд покидает гараж Krowrx с работающими фарами и задними фонарями, все как положено, но другие параметры не так просты.
Ветровые стекла Lexan, которые, как правило, используют Krowrx, например, не являются приемлемыми заменами во всех 50 штатах. И из-за боковых зеркал, которые Krowrx обычно ставит, могут возникнуть проблемы при регистрации. К конструкции, однако, эти бюрократы вряд ли смогут докопаться. «Удалена только верхняя часть кузова, —напоминает нам JD, — так что структурно он не сильно изменен. В любом случае, пространственный каркас намного прочнее, чем все, с чего вы начнете».
Постройка
Согласно JD, все начинается с правильно работающего автомобиля. Любого. «Если вы хотите, можете продать какую-либо его часть», JD говорит о некоторых вещах, которые вам больше не понадобятся, и это поможет выручить средства на постройку. Вроде бамперов и дверей, «— Сначала сделайте это».
Однако, прежде достанут пилу, JD и его команда поговорят с вами.
«Мы хотим сесть и обсудить, как далеко зайдет каркас. Структурно кузова сильно не меняются, все они основаны на нормативных документах NHRA или NASA. Сначала мы заботимся о аспектах безопасности, — говорит он, — а затем мы интегрируем ваш дизайн». После изготовления возможна модификация подвески, и, в зависимости от пожеланий, апгрейд двигателя. После покраски, что делается тут же, ключи передаются клиенту. Согласно JD, весь процесс занимает от четырех до шести недель и может стоить от 4000 до 6000 долларов.