Говорят, что автогонщик – это диагноз, и что болезнь эта заразна. Но ведь как-то люди становятся автогонщиками, в какой-то момент они надевают шлем, обхватывают замшевую оплетку маленького спортивного руля ВАЗ 2106 ладонями в гоночных перчатках и замирают перед линией старта в ожидании зеленого сигнала… Сегодня в гостях тюнинг журнала ‘Опция’ гонщик Григорий Старухин и его команда Drift Four Project.
интервьюер Ruslan Batykov
OPTION: Григорий привет, помнишь ли ты свой первый дрифт-заезд (соревнование)? Какие были ощущения? Как и когда ты увлекся дрифтингом?
Григорий: Привет! Дрифт или ралли, формула 1 или NASCAR – меня всегда привлекал автоспорт. Дрифт интересен тем, что ты можешь контролировать машину совсем в других условиях, чем обычный водитель – когда все избегают заноса, тут сам бросаешь машину и едешь боком. В обычной жизни это выручает тем, что в экстренной ситуации можно применить навыки дрифта и удержать машину на скользкой поверхности. А первые попытки покататься боком были на первой машине – ВАЗ 2107. На этой машине я смог потренироваться немного, но все же это были просто покатушки зимой и небольше. Но даже в тот момент я старался сделать машину под себя.
Я не являюсь дрифт пилотом, моя стихия – это ралли. На данный момент вместе со штурманом Дьячковым Евгением прикатываемся в ралли спринтах.
А на первые официальные мероприятия по дрифту я выехал в качестве механика вместе с пилотом нашей команды Drift Four project – Ильей Толкачевым, который выступает на BMW e30 с двигателем 2JZ.
И по настоящий момент я сопровождаю автомобили на мероприятиях по дрифту как механик.
Ощущение от первого выезда конечно не забываемы – запах жженой резины, клубы дыма и много мощных и красивых автомобилей! А после подготовки автомобиля выезда на трассу, когда была возможность прокатиться с пилотом в машине – это нереальные ощущения. Просто представьте, что на скорости больше 100 км/ч автомобиль заходит в занос и едет боком! По прямой-то 100 км/ч уже «весело», а тут боком! Так чтобы еще не развернуло! После финиша много, очень много дыма в салоне и по всей трассе. Даааааааа! Это незабываемо!
OPTION: Сколько времени нужно уделить тренировкам, чтобы хорошо дрифтовать?
Григорий: Чем больше уделять времени тренировкам, тем лучше будет результат. Это касается любой дисциплины.
Но вопрос уже возникает не сколько тренироваться, а где? Ведь просто так выехать на любую площадку и кататься не стоит, могут возникнуть проблемы, да и не безопасно это.
А на данный момент по Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, да и в общем по стране, довольно много проходят не только соревнования, но и трек дни.
- Moscow Drift Wars
- DRIFT MATSURI MSK
- SPB Matsuri Drift
- Drift Family
- RussianDriftAlliance
И это не все организаторы легальных мероприятий, где и стартовые взносы для участия довольно сносны.
OPTION: Кто основной вдохновитель команды «Drift Four project»?
Григорий: Основным вдохновителем команды, как и организатором можно считать меня.
Началось все с того, что мне нравиться гоняться, а знакомому другу пришла идея снять это на видео. Мы с ним сделали импровизированную трассу и съемки начались.
После видео ( https://youtu.be/waP-p1Uc9ww ) начали придумывать как развить это дело, стараться выйти на легальный уровень.
Я увидел афишу мероприятий по скоростному маневрированию в Спортивно-Техническом клубе Томилино и решил поехать – покрутиться вокруг бочек – легально выступить – это и было то, что нужно. Итогом моего дебютного выезда стал кубок за 1-е место в классе «задний привод». (https://vk.com/wall-113820874_971 )
Следующий боевой выезд был на ралли спринт во Внуково. Трасса отличная, интересная и тут я смог показать отличный вариант – 1-е место в классе «задний привод».
Автомобилем для соревнований выступал обычный гражданский ВАЗ 2104,на котором была сделана только подвеска по ниже(не пиленные пружины, а амортизаторы DAMP -50 в круг, пружины ТехноРессор – 50 и – 70 спереди и сзади соответственно).
Название и пошло от автомобиля ВАЗ 2104 – автомобиль, с которого все началось и то, что на нем хорошо скользил. Отсюда Drift Four – Скольжение Четверки. А Project добавился потому что собираем единомышленников и выступаем все, как одна большая семья – проект. Затем товарищ, с которым мы сняли первое видео, отошел от дел и начал заниматься тем, что ему больше нравиться, я продолжил и стараюсь развить команду дальше. Моя идея собрать единомышленников и стараться вывести любителей автоспорта на официальный уровень.
Наша дружная команда Drift Four project
OPTION: Каков сейчас состав команды Drift Four project? (Есть ли у вас свои механики и фотографы?)
Григорий: На данный момент у нас три пилота в категории «Дрифт»: Илья Толкачев, Кирилл Жигалов, Керим Шайдуллин; Два экипажа в категории «Ралли» (ралли спринт):
Старухин Григорий/Дъячков Евгений и Филатов Сергей/Филатов Максим; в категории «Автозвук»: Игорь Колунтаев. Механики: Михаил Кудряшев, Олег Пильников. Фотографы: Барышникова Дарья, Старухина Анастасия.
OPTION: Самые удачные и неудачные соревнования сезона 2017? И каковы главные достижения команды Drift Four project в этом сезоне?
Григорий: Если взять только летний сезон 2017 года, то у нашей команды 45 выездов и 31 победа. Так что сезон можно назвать успешным и неудачных выездов было мало.
Неудачных выездов имеется в виду выезды с техническим сходом. Наверно самый печальным можно назвать выезд на финал RussianDriftAlliance, где у Керима Шайдуллина на квалификации отказала турбина, так еще и свежесобранный мотор начал шалить, почему и пришлось оформить тех.сход и везти машину на подкате на ремонт. Поскольку на финальном этапе RussianDriftAlliance выступали все трое наших пилотов, после схода Керима, остались Илья и Кирилл.
Дрифт мероприятия проходят в основном в два дня – первый день – это квалификация, а второй день – это шоу и сама дрифт битва. На квалификации в одиночных заездах, где надо показать лучший результат, из большинства участников остаются сильнейшие (ТОП-16 например),которые продолжают битву уже в парных заездах на следующий день.
Вернемся к нашим пилотам, где Кирилл и Илья прошли квалификацию, но в сетке ТОП-16 они должны были ехать друг против друга. В день соревнований у Ильи оборвало опору кпп, а у Кирилла опора двигателя, из-за чего двигатель лег на рейку и из-за чего руль клинило. Но командная работа механиков с пилотами решили эти вопросы и ребята дали жару! В конечном итоге победителем финального этапа RussianDriftAlliance стал Кирилл Жигалов. А самым удачным выездов был у команды на Drift Battle Ivanovo, где Илья занял первое место, а Кирилл – третье.
OPTION: Почему для дрифта ваша команда выбрала именно BMW E30? И какими машинами в будущем, ваша команда планирует еще обзавестись?
Григорий: Наша команда выбрала не специально BMW e30, тут выбирали пилоты, кому на чем удобно, хочется или просто нравиться ездить. А теперь передаю слово нашим пилотам!
Илья: Автомобиль для дрифта, для начинающего пилота должен быть максимально простым, ремонтопригодным и не дорогим. Выбор BMW E30 был обусловлен именно этими факторами. Низкая цена кузова-заготовки под будущий проект. Платформа проверенная, все решения известны и просты, запчасти недорогие и их легко найти (по крайней мере так было когда я начинал строить свою бмв в 2013 году. Еще свою роль сыграли успехи восточноевропейских дрифтеров кто использовал эту платформу.
Керим: BMW я выбрал так как был опыт владения такой машиной (до этого было 2 бмв е30 и одна е21) знал про них очень много, и было много знакомых занимающихся этими машинами, это тоже повлияло на выбор.
Свою е30 после зимнего сезона решил готовить к летнему дрифту, поэтому машина была переварена в больных местах и усилена. Так же собрана новая подвеска с возможностью регулировок жесткости и высоты, мотор м42б18 перенес операцию по внедрению турбины Ккк24 с ауди s6 для поднятия мощности. На следующий на следующий сезон уже имеются определенные планы и поэтому был приобретён еще один BMW e30 на V8.Но это будет уже сюрпризом следующем летом.
Кирилл: Машина должна изначально тебе просто нравиться, если душа не лежит к ней, то и построить из нее стоящий автомобиль будет сложно, е30 это легендарный автомобиль, о котором я мечтал с детства, выбор был очевиден.
Григорий: В будущем хотелось бы приобрести полноценную техничку – цельный фургон типа Renault Master или Peugeot Boxer + прицеп. Сейчас транспортировка спортивных автомобилей производится с помощью подката (жесткой сцепки с частичной погрузкой).
OPTION: Как реагируют оппоненты в гонках на ВАЗ 2106? И какая работа была проведена с этой машиной (двигатель, подвеска)?
Григорий: В ралли советские автомобили это нормально – многие выступают на ваз 2108,2109, а кто выступает на Москвичах, ЗАЗах и Классике. Конечно в ралли много и иномарок, например Citroen Saxo, Renault Logan, Nissan Almera, BMW, Mitsubishi и Subaru.
В дрифте Жигули тоже не редко встречаются и едут на очень хорошем уровне и в этом году была серия этапов дрифт битвы «Жигули против Всех» .
На ВАЗ 2106 установлен двигатель от ВАЗ 2112 16 кл.,4х ступенчатая кпп, винтовая блокировка дифференциала, гидравлический ручник, рулевая рейка от Иж-Ода, задние дисковые тормоза с суппортами от ВАЗ 2108. После убора в бруствер на гонках в Орловской области автомобиль на ребилде и в планах выехать уже весной.
OPTION: Что посоветуешь читателям журнала Опция, которые мечтают научится дрифтовать? С чего начать и где учится дрифтовать (практиковаться)?
Григорий: Всем кто заинтересован в дрифте советую посетить RussianDriftSeries, RussianDriftAlliance, MoscowDriftWars и т.п. мероприятия, для того чтобы посмотреть как это происходит, на какой бюджет стоит рассчитывать, пообщаться с пилотами и прокатиться на дрифт такси.
По практиковаться можно зимой на самом бюджетном варианте. Многие пилоты летом выступают на одних машинах, а зимой практикуются на других. Наши пилоты так же делают -летом на BMW, зимой на ВАЗ. Зимой тоже проходят мероприятия, посвященные дрифту, например, Ice Matsuri. На таких дрифт битвах как раз вариант попрактиваться управляемому заносу.
OPTION: Мы знаем что по мимо дрифта ваша команда занимается «ралли» и участвует в них ваша машина ЗАЗ 968, неужели эта машина в стоке способна гонятся в данной дисциплине? Или это уже не простой ЗАЗ?
Григорий: Да , ЗАЗик наш моГёт =)
На одном из этапов по ралли спринту мы познакомились с Сергеем и Максимом Филатовым, которые и являются боевым экипажем на ЗАЗ 968. В 2016 году ЗАЗ был в стоке (за исключением демонтажа салона и установки ковша), а в 2017 году ЗАЗик преобразился, а именно:
-установлен двигатель ВАЗ 2106
-Радиатор охлаждения 2108, установлен сзади справа
-Сцепление сток
-Карбюратор 21213 солекс
-Распредвал 21213
-задние дисковые тормоза
-гидравлический ручник
– Кпп заз
В кпп изменено передаточное число 3й передачи
– Рулевое управление: установлена рулевая рейка 2108
Руль фольксваген.
ЗАЗ в стоке имеет огромное преимущество перед всеми жигулями – это задняя независимая подвеска, что дает возможность лучшей управляемости авто! К этому прибавим малый весь и габариты – уже результат неплохой, а учитывая опыт пилота – автомобиль становится серьезным конкурентам боевым машинам. После доработок ЗАЗ выступает в классе «спорт» и как показывает практика – почти всегда в тройке ( https://vk.com/wall-113820874_1356 )- что является подтверждением описанного выше. А на ЗАЗе нашей команды выступает и Сергей, и Максим как пилоты. У них это семейный автомобиль для гонок =)
OPTION: К какому виду спорта у тебя больше лежит душа? Дрифт? Кольцо? Ралли? Или, быть может, картинг?
Григорий: Я отношусь к любому виду автогонок положительно, ведь только на легальных мероприятиях можно получить опыт и попробовать свои силы, а в случае аварии – люди подбегут и помогут. Ведь в автоспорте так же проходят аварии – как между участниками, так и заграждениями трассы.
Но выделяю для себя в основном дрифт и ралли. Дрифт мне просто нравиться, это красиво, здорово и зрелищно.
А к ралли, к настоящему ралли, я стремлюсь и уже выстроил план, как захватить сферу ралли =) Сначала покататься на бюджетных гонках, набраться опыту, затем так сказать перейти в следующую лигу и постепенно расти. Основная проблема выездов – это финансы. Была бы большая финансовая возможность и уже бы этой зимой смог выехать на этапы ралли. Но к сожалению, пока что только делаем то, что реально в наших силах.
Ралли привлекает тем, что сочетает в себе все качества и весь опыт управлением автомобиля, а также сочетает в себе много дисциплин: и разгоны на прямой, и управляемые заносы – все здесь. По мимо получения адреналина в момент гонки через лес или поле на большой скорости, тут влияет и командная работа. Штурман – это глаза экипажа. Пилот – это руль. Пилот и штурман должны понимать друг друга с полу слова, пусть иногда на хорошем и доступном языке, главное, чтобы информация была получена и отработана пилотом.
А вообще, в раллийном мире есть хорошая эстонская поговорка: ошибку штурмана исправляет пилот, а ошибку пилота – жестянщик.
От штурмана зависит многое и в случае успеха никогда нельзя забывать (как и команде) благодаря кому выигрываешь гонку, ведь выигрывает экипаж – совместная четкая и слаженная работа – вот он результат. В случае схода или проигрыша – это тоже совместная ошибка, в которой можно разобраться где и почему допустили. Ведь именно поэтому во многих автомобилях установлены камеры – после гонки можно пересмотреть материал и разобраться, где накосячил сам и как сделать, чтобы больше такого не было.
Насчет проигрыша или неудачной гонки хочется пояснить, что пересечь финишную черту после нескольких спец участков – это уже победа: победа экипажа, что смогли проехать всю гонку и доехать до конца. Ведь много сходов именно из-за того, что машины вылетают с трассы и не способны двигаться дальше. Я знаю, что много отличных и мировых спортсменов начинали свою карьеру с картинга, например, Жюль Бьянки, Айртон Сенна, Михаэль Шумахер, Ален Прост и другие. Как по мне да, это интересно и здорово, хорошая возможность получить опыт, если есть финансовая возможность. Опыт помогает конечно, но в основном кольцевикам. Ведь в реальных условиях ралли происходит все немного иначе и приходится импровизировать (например легендарный Колин Макрей или Ари Ватанен добились высоких результатов и без опыта в картинге).
OPTION: Про спонсорство. Те, кто достиг своих первых успехов, уже мечтают о спонсорах. Скажи, что важно знать тем, кто уже «везет результат», но еще не нашел спонсорской поддержки? Чего хотят спонсоры от гонщиков?
Григорий: Тема спонсорства всегда актуальна. Надо посещать выставки, выставлять свои автомобили, как можно больше выезжать на всех возможных гонках, развивать медийность в интернете, ведь многие готовят различные пиар акции, а потом только выходят на арену. И их уже знают. Надо понимать и знать, что пилот/команда может предложить потенциальному спонсору. Спонсорам интересно как можно лучше и быстрее занять рынок своей продукцией. Мы на данный момент сотрудничаем с CupperOil – производитель автомасел и DegreeDriftingFactory – аэродинамический обвесы и мы всегда открыты к новым предложениями и проектам.
Илья: Самое главное осознать, что найти спонсоров не просто и после первых побед спонсоры сами не начнут вас осыпать предложениями о сотрудничестве. Поиск спонсоров – это работа которую должен выполнять сам пилот. Как только пришло это осознание, значит можно приступить к шагу 2. Подумайте, каким спонсорам вы можете быть потенциально интересными (увеличить продажи, повысить узнаваемость бренда, провести тесты продукции, и т.п.) и каким образом это можно сделать. Ошибочно считать, что если у компании много денег, то она спокойно даст миллион-другой неизвестному пилоту, который заявил, что построит на эти деньги машину и сразу выиграет сезон в каком-либо чемпионате. Спонсорам важно понимать отдачу от вашей активности в количественном выражении, только тогда они смогут оценить выгоду от вашего сотрудничества.
OPTION: Личный вопрос, кто из друзей, и семьи больше всего тебя поддерживает?
Григорий: Моя команда меня поддерживает, жена и родители. Многие друзья так же поддерживают (подгоняют запчасти, например), а знакомые организаторы приглашают на различные мероприятия к себе. Я благодарен всем, кто поддерживает меня и нашу команду! Отдельно хочу выделить свою жену – Анастасию – ведь она увлеклась автоспортом не меньше, чем я и наблюдает за нами через объектив фотокамеры. Частые разъезды, но зато везде вместе, за что я очень сильно благодарен ей.
OPTION: Какие ближайшие мероприятия вы планируете посетить?
Григорий: В ближайшее время, а точнее 29-го октября, будут проходить соревнования по скоростному маневрированию, посвященные “Дню автомобилиста” на автодроме спортивно-технического клуба Томилино. Планирую посетить данное мероприятие и вспомнить навыки контр-аварийного вождения.
Приглашаем всех желающих приехать на автодром как в качестве зрителей,так и в качестве пилотов.
Более подробная информация здесь: https://vk.com/stktomilino
OPTION: И крайний вопрос: какие дальнейшие планы команды Drift Four project?
Григорий: У нас грандиозные планы на будущее – пилотов по дрифту выпустить на RussianDriftSeries, пилотов ралли – на Кубок России (но это в далеком будущем, сейчас варианты выехать на мини-ралли «Золотое Кольцо»).
Мы планируем выступать и радовать зрителей и всех поклонников автоспорта красивыми заездами, качественными запечатленными моментами наших фотографов, с работами которых вы можете ознакомиться в соц.сетях – Вконтаке ,Drive2,Instagram ,Facebook, Twitter.
Соцсети команды Drift Four project. Подписывайтесь!
МЫ ВКОНТАКТЕ, ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!
МЫ В ИНСТАГРАМЕ, ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!
МЫ НА ФЕЙСБУКЕ, ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!
МЫ В ТВИТТЕРЕ, ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!
Найди нас легко – #df_project #drift_four_project #df_project_original