Для многих построить с нуля проект – это совсем не простая задача. Ты быстро приходишь к тому, что нужно запастись огромным терпением – проводя бессонные ночи в гараже, изучая форумы в надежде получить ответы, тратя кучу времени на поиск ключа, который ты буквально только что положил рядом… Это не говоря уже о том, что у тебя по ходу пьесы могут сто раз измениться представления о многих аспектах проекта. Вообще, прежде чем брать в руки инструмент, имеет смысл наметить какой-то план. Это, как минимум, поможет не сбиться с пути.
автор: Nitto
Определяемся с целью
Первый (и, пожалуй, самый важный) вопрос, которым стоит задаться: для чего автомобиль будет использоваться? Шоу-кары, дрэгстеры, раллийные болиды, повседневные автомобили, машины выходного дня, «скалолазы», болиды для пустыни, экспедиционные джипы – все они строятся с учётом конкретной цели. Сосредоточенность на конечной цели сильно поможет в тот момент, когда настанет пора покупать запчасти и разрабатывать силовую основу.
Иной раз мы сталкиваемся с тем, что необходимо построить проект двойного назначения, поэтому важно с самого начала учитывать оба аспекта. К примеру, повседневный автомобиль с пятиточечными ремнями безопасности наверняка будет расстраивать всякий раз, когда вы будете в него залезать. Возможно, при установке многоточечных ремней имеет смысл оставить и заводские ремни безопасности – для тех случаев, когда необходимо быстренько прокатиться по делам.
Выбираем платформу
Определившись с ответом на вопрос «зачем?», можно подумать над ответом на вопрос «что?». Выбрать правильную основу может оказаться как простой, так и невероятно трудной задачей. Некоторым удается с первого же дня определиться с платформой, и в дальнейшем ей не изменять. Кто-то еще со школьной скамьи спал и видел, как едет на местный слёт за рулем пикапа Chevrolet C10 1965 года.
А у кого-то перед домом стоит Nissan S13, куда уже давно хочется затолкать V8. А вот для некоторых технические характеристики имеют большее значение, чем марка, модель или год выпуска. Вот некоторые аспекты, которые стоит учитывать при выборе основы: колёсная база, ширина колеи, снаряженная масса, распределение массы по осям, компоновка, количество посадочных мест, расход топлива (некоторым не всё равно), доступность тюнинга.
Выбираем силовой агрегат
Некоторые справедливо считают двигатель «сердцем» автомобиля. Хоть это и немаловажно – определиться с количеством цилиндров, но когда речь идёт о достижении некой проектной мощности, то есть и другие причины, почему нужно с умом подходить к выбору ДВС для своего проекта.
Некоторые проекты предполагают такую мощность, которую не в состоянии выдать заводской двигатель, как следствие – в ход идут свапы (замены двигателей). Судя по всему, чаще всего люди ставят себе моторы 2JZ (ну тут объяснять ничего не нужно) либо LS. По поводу LS, сами посудите — надежный и лёгкий V8, относительно компактный на фоне своих предшественников, для которого доступно просто море тюнинга. Мораль истории такова: выбор силового агрегата должен основываться на ряде факторов, а не только на паспортной мощности.
Важно также найти подходящую трансмиссию. Неважно, сколько сил планируется, и какой в итоге у машины будет вес: правильная коробка передач, подобранная с учётом ваших целей, необходима как воздух. Поняв, что больше хочется – «автомат» или «механику» – можно начать изучать информацию и подбирать коробку, которая и с мотором нормально состыкуется, и в машину спокойно влезет. Как правило, поиск необходимой трансмиссии особого труда не составляет, если учесть, что в наше время очень многие выпускают переходные пластины.
А вот остальные элементы силовой сцепки будут зависеть от того, как вы свою машину планируете настроить. К примеру, дрифтовые машины имеют задний привод, а раллийные авто или «скалолазы» – полный. Важно сообщать мощность «по адресу» – в зависимости от предполагаемой манеры езды.
Реализация мощности
Ходовая часть – вот что определяет эффективность реализации мощности. Некоторые вообще пренебрегают проработкой подвески, готовя машины определённого типа. Выбор подходящей подвески предполагает хождение по тонкой грани между эстетикой и функциональностью.
Шоу-кары имеет смысл оснастить системой, благодаря которой они будут круто смотреться в статике. С другой стороны, у спортивных автомобилей подвеска настраивается под определённые режимы езды. К примеру, у дрэговых болидов задняя подвеска зажимается для лучшего старта, притом, что для раллийных машин предпочтительнее плавные, динамичные настройки подвески с сохранением максимально низкого центра тяжести.
При подборе колёс для своей машины важно учитывать некоторые ключевые параметры. Ширина и диаметр могут принести пользу и с функциональной, и с косметической точки зрения. Значение вылета заметно влияет на те нагрузки, которые испытывают ступицы, подшипники, а также элементы подвески и рулевого управления. Оно также может изменить ширину колеи, что, в свою очередь, может сильно изменить поведение машины на дороге. Кроме того, колёсные диски делаются из целой гаммы разных материалов. Сделать правильный выбор поможет понимание того, каким нагрузкам они подвергаются.
Наконец, важно определиться с тем, какая вам нужна резина. При подборе покрышек важно учитывать такие факторы, как индексы скорости и нагрузки, рисунок протектора, сезонность, коэффициент износостойкости, а также состав. Шины должны подбираться с учётом того, как и где вы на своей машине планируете ездить. К примеру, дрэговые слики не очень-то подходят машине, которая готовится для автокросса, а резина с мягким составом будет быстрее изнашиваться при каждодневной езде. Для многих энтузиастов, которые используют свои автомобили в разных условиях, предпочтительнее «гибридный» тип резины.
К примеру, покрышки типа Nitto Trail Grappler и Nitto NT555 G2 рассчитаны на максимальную эффективность и на обычных дорогах, и в условиях спортивных соревнований.
Вперёд!
Прогулявшись по местной автомобильной выставке, или посетив в субботу вечером клубную встречу, ты начинаешь понимать, какие уникальные вещи автофанаты умеют сотворить из обычного автомобиля. Хоть отдельно взятые детали и важны для конечного результата, но хороший проект – это далеко не просто набор запчастей.
Индивидуальность и характер возникают благодаря тому человеку, который всё собрал воедино. Неважно, насколько ваши идеи безумны: в один прекрасный момент они вполне могут перевоплотиться в комплект ключей у вас в руке. Достаточно всего лишь наметить план, изучить матчасть, а также вложиться в это дело всем сердцем.