Всего один дымный круг в дрифт-такси вдохновил владельца на постройку злой BMW E36 с тойотовским JZ и участие в British Drift Championship.
текст: Dan Goodyer / fastcar.co.uk, фото Ade Brannan
переводчик: гаражный вестник
Где вы в первый раз столкнулись с дрифтом? Для 25-летнего Каллума Маршалла трасса Driftland стала местом, где дрифтинг схватил его за яйца, ударил по лицу и закричал: «Построй крутую E36, идиот!» Не желая бесить голоса в голове, Каллум пошел и сделал это.
Именно во время поездки пассажирском в дрифт-такси в 2014 году Каллум пристрастился к дымному автомобильному искусству. Он сидел, широко раскрыв глаза, пока пилот кидал машину по треку – зад, обгоняющий морду, безумно громкий выхлоп, долбящий прямо в мозг, и дым, летящий из-под задних колес. Когда он вышел из машины, то сразу захотел дрифт-кар. Нет, не так. Дрифт-кар стал нужен ему, как наркоману нужен шприц.
Он попал на крючок. Он был довольно серьезно увлечен E36. BMW 3-Series E36 – это заднеприводный автомобиль, поэтому он идеально подходил. Каллум знал, что его ежедневный 323i не подойдет, кроме того, днище там уже весьма уставшее. Итак, всего через неделю после того аттракциона Каллум купил этот автомобиль. В то время это был стоковый 328i в хорошем состоянии.
«Я сразу сделал основные модификации», – вспоминает Каллум. «Я просто припарковал машину у дома и приступил к работе. Заварил дифф, установил какие-то койловеры и другие ступицы. Для выворота укоротил сошки, к которым крепятся рулевые тяги. И отправился на свой первый дрифт-день в Дрифтленд. Я живу в пяти минутах езды, так что это место это идеально для меня».
Даже с этими простыми переделками и стандартной мощностью 328i жгла. Каллум говорит что раньше катал в мотокроссе, что, вероятно, помогло ему чувствовать машину и газ. «Я сразу смог делать базовые элементы и даже перекладки, но более быстрая езда требует большей уверенности, поэтому мне было нужно больше практики. И мощности».
В течение зимы 2014 года Каллум решил поменять 2,8-литровый 190-сильный двигатель M52b28 на 3-х литровый 290-сильный S50b30 от M3. Он подгонял двигатель дома у друга, с помощью нескольких рукастых приятелей. Поскольку 328i и M3 имеют коробки с похожим соотношением, он оставил старый диф без изменений. Таким образом, ускоряться машина стала хорошо.
«Это был большой скачок в мощности», – признается Каллум. «Я начал плотно заниматься дрифтом в 2015 году. Моя цель состояла в том, чтобы посетить как можно больше трек-дней в течение года. Я не ходил на пьянки, а экономил деньги на оплату времени на треке и резину. К зиме я должен был сделать хотя бы двадцать с лишним уик-эндов. Таким образом я улучшил свой скилл за тот год».
К концу 2015 года Каллум хотел попасть на этап Drift Cup. Правила требовали минимум 6-точечного каркаса, поэтому он с парой помощников быстро подогнал итальянскую клетку Sassa Roll-Bar. Во время установки они также от себя добавили «лестничные» секции в дверные проемы из бесшовных труб CDS. Это особенно важно при дрифте, с постоянной опасностью врезаться в бок противника во время битвы. Плюс они выглядят классно, как будто вы выбираетесь из болида NASCAR.
«Я прошел квалу двадцатым из примерно полусотни пилотов в своем первом турнире по дрифту», – говорит Каллум, – «Вот когда я понял, что мне нравится элемент соревнований. Это действительно вдохновило меня на то, чтобы полноценно подготовить автомобиль к году соревнований в 2016 году».
Поэтому Каллум купил E36 с уже произведенным свапом на 1JZGTE. Изначально это была 2,5-литровая рядная шестерка с двумя турбинами от редкой версии Mk3 Supra или Soarer, переделанная на большую сингл-турбу. Каллум провел зиму, перекидывая детали с этой машины в свою. Почему он просто не использовал купленный автомобиль?
«Она мне не очень нравилась, честно говоря», – признается он, – «E36 с 1JZ была переделана в пикап. Я переставил нужные детали, а затем продал остатки. Честно говоря, на данный момент у меня около десяти E36. Продажа их по запчастям помогает мне оплачивать дрифт».
1JZ был переставлен и Каллум должен был определиться, что делать с коробкой передач, потому передаточные числа что 5-скоростной R154, стоявшей на доноре, не подходят для «короткого» малогабаритного диффа, на котором он ездил, а новая мощность скорее всего разорвала бы его на куски.
Он выбрал 5-ступенчатую коробку передач ZF от BMW E46 330d, это большая дизельная дура. PMC Motorsport сделали переходную плиту для сопряжения коробки BMW с двигателем Toyota. Карданный вал был изготовлен из сваренных передней части от 330-й и задней от E36. Заваренный дифф от 328i заменен на 210m в большом корпусе, с передаточным отношением 3.15, который пока стоит на машине, но скоро уступит место еще более «короткому» на 3.64.
Большие числа передаточного отношения означают более короткие передачи, больше крутящего момента и ускорения. Недостатком является более низкая максимальная скорость, так как у автомобиля заканчиваются передачи, а также повышенный расход топлива, но ни что из этого не имеет особого значения на дрифтовом автомобиле.
Оригинальный мозг Toyota и «piggyback» контроллер также были переставлены с автомобиля-донора. Большая турбина Holset HX35, топливные форсунки и почти все характеристики двигателя остались без изенений. Единственное, что позже изменилось, – низ двигателя и управление. Когда автомобиль стал развивать 380 л.с., Каллуму пришлось заново учиться дрифтить на своей машине. Дебют в Drift Cup окончился третьим местом и лицензией на British Drift Championship в качестве награды.
«Это была моя цель в начале года», – признается Каллум. «Как только у вы получаете лицензию BDC, назад, в Кубок Дрифта, пути уже нет. Теперь я был в классе Pro AM BDC. Я знал, что должен повысить ставки».
Теперь, в BDC, стало больше серьезных конкурентов, и Каллум занялся косметическими и механическими улучшениями прошлой зимой. Он заметил, что двигатель 1JZ начал уставать, заполняя маслопомойки во время заездов на протяжении 2016 года. Он признает: «Я всегда хотел 2JZ, потому что я видел, что ирландские парни показывают отличные результаты на них. Мой партнер Стюарт Маллет из Everley Garage выступил в качестве спонсора».
«Атмосферный 2JZGE довольно дешевы, у них нет масляных каналов системы распыления смазки под поршень, как у турбо-версии 2JZGTE, но когда вы меняете стоковые поршни на другие, эта система не работает в любом случае. Я видел ретро-систему масляных форсунок, но на самом деле они не особо нужны, по моему мнению».
Кованый низ, цилиндры от 3-литрового 2JZGE и с головка 1JZGTE, Каллум и Стюарт создали то, что обычно называют 1.5 JZ. Старый мозг Мартин в AMK Garage заменил на EcuMaster EMU. Онайн-прошивка и коррекции на стенде обеспечили 425 л.с. на колесах, при 1,4 барах и топливе Shell V-Power. Это не менее 500 л.с. на коленвале.
Когда двигатель был собран, Каллум обратил внимание на то, чтобы машина выглядела правильно. Автомобиль был поврежден с одной стороны, после инцидента в самом начале 2016 года. Крейг и Марк Патерсон, два талантливых брата, помогли подобрать набор сексуальных расширений, чтобы покрыть диски Rota Kyusha 9.5x17in. А другие друзья Каллума — Гордон Смит и Росс Огилви всегда были рядом, чтобы подставить плечо, когда потребуется помощь.
Нельзя не заметить огромную «лавку» Battle Aero. Этот монстр давит сразу на шасси, для создания реальной прижимной силы, вместо того, чтобы просто сидеть на крышке багажника для понтов. Установив вентиляционное отверстие с капота Nismo и переместив радиатор в багажник, парни значительно улучшили охлаждение. Это то, что Каллум хотел сделать с самого начала: «Задний радиатор сохранил температуру двигателя под контролем – передняя часть автомобиля на самом деле не получает большого потока воздуха, когда вы в дрифте, потому что автомобиль всегда в угле”.
После перестройки Каллум вошел в свой первый раунд BDC в Тезиде. «Я квалифицировался 11-ым, но моя неопытность сказалась в парных заездах. Я выиграл лидером, но вторым номером я слегка переборщил и был вынужлен ударить по тормозам, чтобы не врезаться в машину впереди». По крайней мере, это показало, что Каллум и его BMW с тойотовским двигателем имеют достаточный темп, чтобы конкурировать в дивизионе Pro AM. Казалось, он не слишком огорчился от раннего вылета.
«В конечном счете, я просто хочу продолжать получать удовольствие», – говорит он. «Мне нравится соревноваться, когда я там, но я не хочу, чтобы все становилось слишком серьезным. Мне до сих пор нравится просто отжигать со своими товарищами. «Проделана большая работа и это безумно крутая машина. Алый БМВ, срывающийся в занос на 500 безумных лошадях от Toyota. Что тут может не нравиться? Каллум может и смотрит большую часть времени в боковое окно, но он точно знает, куда едет.