Audi Quattro – совершенно особенный для меня автомобиль, и, видимо, сегодня придется начать с разговора о модельках, Железном занавесе и внутренней уязвимости тоталитарных государств.
автор: Василий Волков
В январе 1989 года я получил на день рождения исключительный подарок. Друг семьи, моряк загранплавания Дядя Толя привёз мне точно такую же, как на фото вверху, машинку фирмы Матчбокс.
Это сейчас мы можем разглагольствовать о том, что это не модель вовсе, а игрушка, что любая советская машинка в 100 раз лучше и тд…
Но в моём 89-м – это была самая лучшая моделька самой крутой в мире машины: красивая коробка, краска металлик, открывающийся капот, под которым был виден двигатель с надписью Turbo, открывающиеся двери. И все чёткое, а не расхлябанное, как у совдеповских машинок. А как она гоняла!!! Это вам не скрипучая Guilia… Вкладыш Турбо #93 послужил дополнительным поводом для радости. Ещё бы, моя любимая машина ещё и на вкладыше!
Я и сегодня отлично помню восторг того дня рождения, ощущаю запах новой машинки и то восприятие другого мира, каковым был для нас тогда запретный Запад.
У СССР тогда были страшные ракеты и огромная армия, чтобы грозить врагам, но не было Матчбокса и Турбо для мальчишек, Барби для девчонок, Форда и Опеля для мужчин, Диора и Шанель для женщин. И какой толк в ракетах и танках, когда народ готов бежать к лоткам с «гуманитарной помощью», как негритята за стеклянными бусами.
О машине Audi 100 Quattro
Ауди так гордится quattro, что можно подумать, что это первый автомобиль с полным приводом… Нет? Может тогда – первый не внедорожный полноприводник? Тоже нет! Ещё в 1972 году Subaru предложила универсал FF-1 1300G, оснащенный подключаемым приводом на заднюю ось. А в 1979 американская компания American Motors представила свой исключительно удачный AMC Eagle c постоянным полным приводом.
Тем не менее, quattro нужно быть первой, поэтому , да, Audi Quattro – первое спортивное купе с мощным турбодвигателем.
Легенда гласит, что идея создания мощного спортивного автомобиля принадлежит инженеру-подвесочнику Йёргу Бензингеру (Jörg Bensinger). В 1977 году, он обнаружил, что примитивный утилитарный джип VW Iltis на снегу быстрее других машин, независимо от их мощности, и предложил применить трансмиссию Iltis на гражданской машине, а для пущего форсу снабдить двигатель турбонаддувом.
Вот вам и формула quattro! Постоянный полный привод + турбонаддув.
В 1980 Audi Quattro был представлен на выставке в Женеве. Автомобиль создали на базе модели Coupe (Audi 80 B2), одноплатформенной с VW Passat B2. Характерные гранёные крылья и спойлер стилиста Мартина Смита преобразили спокойный облик обычной для 80х машины Audi Coupe, превратив ее в спортивную Quattro. Причем, спортивные ноты лишь подчеркивали реальное положение вещей – это было доказано чуть позже на Чемпионате Мира по Ралли.
Едва появившись на свет, в 1980 году Quattro уже участвует в Чемпионате Мира в качестве машины развития (development car). То что случается потом — навсегда меняет облик мирового ралли.
В 1981 два экипажа Ханну Микколы и Мишель Мутон дебютируют и сходу берут 3е и 8е место по итогам года и 5е место для Ауди. В 1982 прекрасная француженка Мишель Мутон претендует на чемпионский титул, но вынужденно из-за смертельной болезни отца пропускает несколько последних этапов и становится 2й, пропустив Вальтера Рёрля на Opel Ascona 400, но опередив товарищей – Микколу и Блумквиста, зато Ауди уверенно берет командный титул. В 1983 Миккола – чемпион, Блумквист и Мутон – 3-й и 5-й, В командном зачёте – Лянча – 1я, Ауди – 2я. 1984 – год полного триумфа – Стиг Блумквист и Ауди – чемпионы.
В конце 1984 появляется короткая версия Audi Sport Quattro. Это была другая машина, созданная для борьбы с монстрами группы Б — Peugeot 205 Turbo и Lancia Delta S4. Она была много мощнее, легче, быстрее, конкурентноспособнее и… менее успешной. 21 победа за Audi Quattro и только 4 за Sport Quattro. Впрочем, мы о ней рассказывали отдельно.
Характеристики Audi 100 Quattro
Я уже хотел рапортовать о неправильных технических данных вкладыша, ведь у Quattro не 165 л.с., а целых 200! Разница, согласитесь, значительная. Но, оказалось, что составители серии снова подкинули нам сюрприз и имеют место не взятые с потолка, а лишь перепутанные данные.
Похоже, после окончания изучения серии, целесообразно будет сделать специальную публикацию «Сюрпризы Turbo»… В начале в распоряжении Quattro был двигатель «WX» — 2144 см3 и 200 л.с., который разгонял машину до 100 км/ч за 7.1 с и до 220 км/ч максимально. Но для рынка США и Канады Audi готовила машины с катализатором, измененными настройки ECU, сниженным давлением наддува и теми самыми 162 силами. Неувязка с объемом получается.
Идём дальше. В 1987 двигатель WX был заменён на двигатель MB c увеличенным до 2226 см3 объёмом (который указаны на вкладыше), но теми же 200 л.с. для Европы. Можно было бы предположить, что версия для США 87-89 годов как раз бы полностью соответствовала указанным данным, но… последние Quattro в Америке были проданы в 1986м. Последний возможный вариант — редкая версия для Швейцарии с двигателем MB.
Факты Audi 100 Quattro
- Quattro оснащали только пятицилиндровыми моторами
- 11452 автомобиля было изготовлено за 11 лет.
- С 1983 года в качестве панели приборов использовался ж/к цифровой дисплей.