На мою удачу, оказалось, что владелец и создатель этой E30 Росс Брэдли живет в сельском Кембриджшире, всего в нескольких милях от меня. Учитывая это, имело смысл отправиться в мастерскую и внимательно посмотреть на BMW, который он называет «Widow Maker».
текст Jordan Butters / Speedhunters
перевод гаражный вестник
Росс – практичный парень, один из тех, кто игнорирует чужие рассуждения о том, что нужно сделать с его машиной. Он применил свои навыки и опыт к этой BMW, фактически построил ее с нуля, с параметрами и уровнем, который он хотел.
Как и во многих других самодельных проектах, E30 Росса годами проходила через бесконечное количество изменений, и продолжает улучшаться каждый раз, как я ее вижу. Возможно это и делает ее такой привлекательной?
Это не истончающий чековую книжку проект, траснформировавшийся в одночасье к шоу или по желанию спонсоров, а скорее продолжающаяся эволюция. Изменения сделаны в соответствии с желанием Росса улучшить части машины, для решения проблем, или из-за обстоятельств.
Ну и иногда потому что Россу всегда кажется, что нужно что-то делать с E30. Он просто не может перестать возиться с ней.
Однако это не всегда было так. E30 был повседневной машиной Росса в течение нескольких лет, и большую часть этого времени он оставался почти стандартным по внешнему виду. На самом деле, если перемотать еще немного дальше, любовный роман Росса с этим маленьким E30 начался, когда он проезжал мимо него каждый день по пути на работу. «Это был серебряный 320i с мохом, растущим по бокам. В конце концов я купил его у парня за гроши. Привез домой, заменил свечи, залил свежее топливо, и он завелся с первого раза».
Через несколько лет кайфа от 2,0-литрового M20, Росс решил, что автомобиль нужно освежить, и начал понемногу его разбирать. Сказать, что капитальный ремонт перерос во всеобъемлющий, будет преуменьшением — он убрал, снял, очистил, нарисовал или отполировал, все что можно.
На этом автомобиле есть хомуты, которые вы нигде не увидите, на которые потрачено больше любви и внимания, чем на все мои машины.
К тому времени, когда машина была собрана, в ней сидел турбированный M20 на ковке, мощностью около 450 л.с. и оставшийся таким в течение следующих трех лет. Но проблемы с двигателем и непрекращающаяся потребность Росса в экспериментах закончились тем что E30 вошел в следующую фазу своей трансформации.
Там, куда мы идем, нам понадобятся больше цилиндров.
Вместо того, чтобы выбрать традиционный свап для такого BMW, Росс посмотрел на США для вдохновения. «Мне 5,7 литров свободы, пожалуйста», – так он, наверное, сказал.
Воспитанный на американских хотродах и дрегрейсинге, Росс выбрал более старый смолл-блок 1977 350ci Chevy. Имеющий десятилетия знаний о настройке, а также легкодоступные запчасти, он стал необычным, но продуманным выбором.
Сам мотор был бы избыточной силовой установкой в маленьком BMW. Но мало того, Росс самостоятельно перебрал его, поставив алюминиевые головки, кастомные рокеры, клапана из нержавеющей стали и титановые пружины, и увеличил объем до 5,82 литров (полный спек-лист найдете ниже). И это еще не все.
Виновные в том, что немного ценного пространства осталось в моторном отсеке, — пара огромных полированных турбин Holset HX35. Я подавил желание поместить кулак в отверстие турбины для масштаба, но я бы мог, и еще бы осталось место. Это также было бы бесполезно, поскольку у меня могут быть как крошечные детские так и гигантские кулаки монстра. Но я отвлекся.
Вся установка была создана Россом за бесчисленные часы в его мастерской. Ограниченное пространство означало проблему поиска эффективного и небольшого интеркулера. Росс преодолел ее, переварив вход кулера и помучившись с пайпингом до коллектора Edelbrock.
Так как тюнячки для блока Chevy были в основном из Штатов, а его свап в E30 был довольно неслыханным, особенно здесь, в Великобритании, то Россу пришлось самому изготовить все, от выхлопа до кронштейнов двигателя. Этот моторный отсек — учебник по решению проблем. Вы поймете это, узнав, что еще сделано. Например, механическая коробка передач Toyota Supra MkIII R154, которую Россу каким-то образом удалось подружить с миниатюрным туннелем E30. Я подозреваю что нежный массаж кувалдой сыграл определенную роль.
Разумеется, коробка передач тоже была перебрана. Так же Росс установил керамическое сцепление «stage four», модернизированное, чтобы подружить маховик Chevy и коробку Toyota.
Росс внимательно посмотрел на заднюю часть. Решение первое: задний подрамник был усилен и закреплен, чтобы справиться с дополнительной мощностью и крутящим моментом. Второе решение: большой копус 210 редуктора с E28 M5 был трансплантирован в модифицированный подрамник. Третье решение: установка U-образных хром-никелевых крестовин Spicer Parts со слайдерами, способных выдерживать крутящий момент 1900 ньютон-метров.
Роскошный набор колес, появившихся на продажу в Польше, был достаточным основанием для первода E30 с четырех на пять шпилек (с использованием частей E36 и Z4), и прежде чем вы бы успели сказать «chciałbym kupić twoje koła, proszę», трехсоставные 17 × 9-дюймовые передние и 17 × 10-дюймовые задние колеса Hartge OZ Racing прибыли в Англию.
Так как Росс полу-человек, полу-сорока, они были отшлифованы до зеркального блеска. Так же он добавил кастомные центр-кэпы.
За колесами находятся 330-миллиметровые тормозные диски с шестицилиндровыми суппортами Wilwood спереди и 300-миллиметровые с четырехпрошневыми Wilwood Midilite сзади. Достаточная тормозная мощность для легкого E30.
Пара шин шириной 215 украшает передние колеса, в то время как 275-е монстры обернуты вокруг десятидюймовых задних.
Перебор? Может быть. Потрясающие? Определенно.
Засунуть назад 275 в околостоковый кузов E30 без использования глупого количества развала — не детские игрушки, и решение этой проблемы привело к тому, что Росс придумал, пожалуй, самую уникальную и обсуждаемую фишку машины.
Что-то новенькое…
Откройте багажник, и все станет очевидным. Росс обнаружил, что он не может поставить гигантские задние колеса со стокомвыми койловерами, поэтому E30 вернулся в мастерскую, в которой он разработал собственную многорычажную систему для подвески.
При этом переносятся амортизаторы — в этом случае Avo— из арок в багажное отделение, а на их место встает гораздо более тонкий толкатель, освобождая пространство для более широких колес. Физика и наука, лежащая в основе разницы между стоком и этой системой немного взрывают мой мозг, но инженерный бэкграунд Росса достаточен для уверенности, что система такая, как и планировалось.
Когда Пэдди светил автомобиль в начале года, в комментариях была дискуссия о том, насколько оптимален был этот сетап, но Росс изменил длину штока и настройку с тех пор, для большей эффективности. Когда он объясняет вещи, я вижу цифры, графики и уравнения, летящие в воздухе вокруг меня. На дороге эта штука просто работает.
Компанию хитрой задней подвеске в багажнике составляет специальный горшок с насосом высокого давления внутри и пара внешних насосов подачи топлива Bosch 044. Расход топлива колеблется от «большого» до «чертовски большого», в зависимости от веса правой ноги.
Передняя подвеска – гораздо более простой случай для такого непрофессионала, как я. Пара койловеров Gaz с регулируемыми верхними опорами Gaz обеспечивает необходимый контроль, а стабилизатор E36 M3 и полированная распорка обеспечивают превосходную и жесткость.
Один аспект, который мне очень нравится в этом проекте, — это устремленная посадка с «рейком».
В то время как со спины вы действительно можете оценить ширину задних колес, и какой комично мелкой выглядит E30 по сравнению с такой резиной.
«В полях» Росс практикует прострелы по второстепенным дорогам – это то, что мне полностью понятно. В чем смфсл автомобилей с крутыми характеристиками, если на них нельзя отжигать?
Внутреннее оснаещение – не единственное, над чем потрудился Росс, так как внешний вид BMW, и большая часть интерьера – его рук дело. Над задними крыльями была проделана тонкая работа, с сохранением оригинальных культовых линий.
Так же Росс сделал из карбона кастомные передние крылья, бампер и полукапот, решив оставить плетение волокон на виду, чтобы все могли полюбоваться.
Сам капот тоже является результатом решения проблем. Проблема первая: закрытый моторный отсек весьма горяч, с V8-то и двумя турбами на борту. Проблема вторая: был небольшой пожар, повредивший капот.
Решение? Отрежьте задние 3/4 и оставьте только переднюю часть. Результат полице- и пешеходо- френдли и достаточно вытягивает тепло, чтобы все было в порядке.
Он также дает прохожим возможность взглянуть на две турбины и выпускные отвальные трубы, выходящие в воздух.
Выбор цвета тоже весьма инересный. Простительно, если вы подумали, что машина черная (каковой она была до последнего перевоплощения), но на самом деле это «Blackberry Metallic». Под разными углами на солнце появляются глубокие оттенки коричневого, пурпурного и красного.
Внутри кабины E30 кастом продолжается. Пара Recaro была вытащена из списанного Focus RS, задний диван — редкость от E30 M3.
Затем все это было отправлено в LG Trimming в Северном Лондоне для перетяжки в красную кожу (наппа) — одна из немногих работ, которую Росс не взял на себя.
Буквально каждый мыслимый квадратный дюйм интерьера BMW был затем перетянут в черную или красную алькантару, от дверных карт до козырьков.
Набор цифровых датчиков, установленных в стойке, позволяет Россу следить за основными параметрами двигателя. Машина часто ездит и регулярно выступает на выставках как в Великобритании, так и на континенте.
В то время как автомобиль может выглядеть весьма законченным для вас и меня, необходимость Росса улучшать E30 неумолима, и не похоже, что когда-нибудь прекратится. Он уже присматривается к полной перестройке с новым афтермаркет-блоком. Поговаривает о повышении буста.
Цель? Достигнуть отметки 1000 л.с. и сохранить E30 на этом уровне.
Внезапно эти 275 сзади выглядят маловатыми для его амбиций …