К сожалению, современность сделала людей жесткими, они вынуждены бороться за достойное место в этом мире. Но борьба эта проходит отнюдь не по правилам морали и нравственности, это касается и вождения. Даже профессионалы не всегда вежливы на дороге с участниками движения.

Ruslan Batykov © magazine Option

В законодательстве не предусмотрены меры за нарушение этических норм поведения человека, находящегося за рулем. Это негласный кодекс чести, и если бы его соблюдали участники дорожного движения, тогда было бы меньше аварий на дороге.

В большинстве люди не придерживаются норм поведения и морали, а то, что нужно следовать нравственным правилам, водители игнорируют.

Опасное поведение за рулем приводит к тяжким последствиям, самым серьезным из которых становится гибель человека. У нарушителя нравственной этики основные ценности в жизни определены изначально, когда только уселся на водительское кресло. Он посчитал себя хозяином жизни на дороге. Теперь у него в приоритете стало завоевать внимание окружающих, получить удовольствие от скоростной езды, почувствовать мнимую свободу и одобрение близкого окружения, которое по поведению сходно с нарушителем.

Такие люди так же ведут себя в семье, игнорируют любовь, не боятся потерять здоровье и материальный достаток, не заботятся о безопасности. Без граничная уверенность в себе становится в приоритете. Путаница в осознании ценностей жизни приводит к опасному поведению в быту и, как следствие — за рулем. Недисциплинированные водители намеренно нарушают известные правила и ограничения.

Из чего складывается этика водительских отношений

Уровень смертности в России в три–четыре раза больше, чем в ведущих странах Европы и Азии. И дело здесь не только в соблюдении правил дорожного движения и «умной» системе штрафов, а в этике отношений между водителями. В странах с низким уровнем ДТП в приоритете оказываются не идеальные знания ПДД и опыт вождения, а негласное выполнение норм поведения на дорогах.

Отечественного автолюбителя губит дурное воспитание, со младых лет перерастающее в низкий уровень развития при взрослении. Хамство на дорогах наблюдается в любой форме. Разборки между водителями возникают на пустом месте и нередко заканчиваются дракой.

В последнее время сложно определить, кто по агрессивности превалирует, мужской либо женский пол. Если ранее мужчине, чтобы узнать, какой будет жена, нужно было оценить внешность и поведение ее матери, то теперь достаточно один раз увидеть любимую за рулем автомобиля. Горе тому человеку, который осмелится перегородить ей путь.

этика водительских отношений 10 правил

  1. Почтительного отношения к соучастникам движения и пешеходами.
  2. Предупредительного и корректного стиля езды.
  3. Выбора оптимальной манеры вождения, когда не допускается визгливое затормаживание и мгновенное ускорение. У каждого следующего за машиной водителя может быть разная реакция на нештатные ситуации на дороге, и если лихач резко тормозит, промедление в действии приводит к ДТП даже при соблюдении дистанции.
  4. Стремления к профессионализму оно делает безопасным вождение – когда человек плавно трогается с места, тормозит, перестраивается в другой ряд, заблаговременно известив соседей на трассе включением предупреждающих сигналов.
  5. Отсутствия мщения по поводу и спокойного отношения к другим водителям.
  6. Ответственности за происходящее на дороге и по отношению к пассажирам в автомобиле.
  7. Постоянной бдительности, особенно это касается перемещения пешеходов на переходах. Здесь нужно быть готовыми к тому, что в любую секунду на запрещающий знак светофора выскочит малолетний ребенок, так как у детей до определенного периода не развито чувство опасности.
  8. Овладения безопасными методами вождения.
  9. Сохранения автомобиля в бесперебойном техническом состоянии и приглядном виде.
    Недопущения нахождения за рулем в состоянии опьянения и под воздействием наркотических и психотропных средств.
  10. Сдерживания проявления бурных эмоций по причине излишней эмоциональности в характере.

Построение культуры вождения

Этика поведения водителя идет вровень с культурой вождения. Это неразрывные понятия, когда одно без другого априори существовать не может. Российская реальность далека от идеала. Сейчас быть некультурным не является делом постыдным. Причиной такого обстоятельства стали перемены в общественной и политической жизни, которые случились после распада советского государства. Лихие 90-е негативно сказались на морали и нравственности, и отголоски болезненных потрясений ощущаются по сей день.

Дело потихоньку сдвигается с мертвой точки. К людям приходит осознание, что кроме жажды денег, неуступчивости и непреклонности в достижении желаемого имеются иные ценности. Культура возвращается во все сферы.

Водители предпочитают действовать по принципу «лучше уступить дорогу дураку, чем стать им». На трассах завелись «ездюки» получившие корочки за деньги либо не имеющие оных. И хотя борьба с такими личностями постоянно ведется, принимаются новые законы, но не создать закона, способного вернуть человеку совесть.

Невозможно заглянуть в голову человеку движущемуся рядом также как предсказать его действия в неординарных ситуациях.

Для этого понадобится:

  • — Развивать в себе внутреннюю культуру, если имеются пробелы в ее формировании с детства.
  • — Не вносить личные корректировки в ПДД — это приоритет специалистов.
  • — Не вступать в пререкание с блюстителями порядка на дороге – чревато наложением штрафных санкций, вплоть до потери прав на вождение.
  • — Следовать этическим нормам поведения.
  • — Не действовать по типу «моя хата с краю», а всегда предупреждать других людей об опасности на дороге, приходить людям на помощь.
  • — Изгонять из себя эгоцентризм, когда принимаемые решения на дороге становятся неоспоримыми. Учить всех как ездить, при недостатке опыта в вождении – прямой путь к созданию аварийных ситуаций.

Главный совет, всегда приводящий к положительному итогу, – на дороге быть спокойными, не суетиться и проявлять наблюдательность.
Это будет высшим пилотажем в культуре вождения. Соблюдайте на дороге этику водительских отношений!!!