Сегодня речь пойдет о знаменитом “Заводном апельсине” – проект из начала 2000-х. Запорожец с двумя двигателями от Yamaha YZF-R1, тогда он просто “взорвал” умы людей, которые занимались тюнингом. Хочу напомнить, что в начале 2000-х тюнинг отличался в основном огромными лавками, кучами наклеек, неоновыми подсветками и прочими штуками, которые сегодня называются “колхозом”.
фото из открытых источников
В то время в небольшую, но уже популярную компанию EL-моторс пришел заказ на постройку уникального автомобиля с внешностью ЗАЗ 965, но способного утереть нос многим спорткарам. Задача довольно не простая, но все же исполнимая.
Инженеры компании EL-моторс принялись думать насчет силового агрегата и из расчетов стоимости, массы и мощности пришли к выводу, что нужно ставить сдвоенные моторы от спортбайка. Выбор пал на агрегат от Yamaha YZF-R1. С доноров пошли не только двигатели, но и задние амортизаторы, которые отлично встали в подвеску “Апельсина”.
Два тахометра также пошли в расход и расположились на приборной панели. На первый взгляд можно увидеть обычное сочетание приборов (тахометр и спидометр), но стрелки показывают количество оборотов каждого мотора, а спидометр встроен в эти приборы в электронном виде.
Центральный элемент несущей конструкции – стальной монокок с коробчатыми порогами, внутри которых размещены два алюминиевых бензобака по 25 литров каждый. При создании шасси, конструкторы вдохновлялись опытом “Формулы 3”. Да и в целом можно сказать, что в каждой детали чувствуется влияние гоночных болидов – подвеска, монокок, расположение двигателей, интерьер.
Кузов автомобиля полностью изготовлен с нуля, но перед этим было сделано несколько макетов будущего проекта. За основу дизайна был взят облик 965-го “Запорожца”. Но в финальном варианте его линии угадываются лишь отчасти. Даже мордашка его стала злее из-за измененных пропорций и массивного бампера. Цвет был выбран заказчиком, им стал оранжевый оттенок. В точно такой же красили Honda CB400.
Получился самый настоящий гоночный болид или, как говорят сейчас, “аккуратный корч”. В нем нет кондиционера, музыки (ее там просто не возможно было бы слушать), все делалось исключительно для получения максимально низкого веса (создателям удалось уложиться в 720 кг). Помимо всего прочего удалось получить идеальную развесовку 50/50 при наличии пилота. Круто? Уверен, что в то время это был проект номер один. Напомню, что автомобиль был построен в начале 2000-х.
Сейчас “Заводной апельсин” находится в частном музее в Санкт-Петербурге и периодически выезжает на асфальт.