В песках Саудовской Аравии утопал автомобиль. Англичанин Дел Хопкинс в своей находке узнал уникальный Lamborghini Jarama GTS Rally, в свое время выпущенный в единственном экземпляре.
текст Сергей Юренев
С корридой в крови Пришедший на смену Lamborghini IsIero, Jarama 400 GТ был создан как нечто среднее между чистокровным 2-местным суперкаром Lamborghini Miura и купе класса Grand Tourismo Lamborghini Espada. Такие автомобили называли “автомобиль для джентльмена”.
Lamborghini Jarama 400 GТ была представлена в 1970 году на автосалоне в Женеве. Для маленькой “фирмочки” из Сент Агаты Болоньезе выпуск каждой новой модели был сравним с первым запуском человека в космос. Критики сразу расхвалили эту модель за ее дизайн, что немудрено, ведь автором стал сам ныне великий мастер Марчелло Гандини. В те времена о нем еще толком никто не знал, это был перспективный юнец, которого Нуччо Бертоне взял к себе в ателье на поруки…
Как известно, Ферруччо Ламборгини был заядлым любителем корриды. Еще в детстве он ходил на выступления лучших тореадоров, естественно, детские впечатления самые сильные, отпечаток остается на всю жизнь. Таким образом, почти все названия его автомобилей были напрямую связаны с тавромахией, Ферруччо давал своим автомобилям названия, тесно связанные с корридой. Jarama (читается с ударением на второй слог) — это река в Испании, протекающая по землям, где коррида наиболее популярна. Некоторые считают, что название автомобилю было дано в честь одноименного гоночного трека в Ма-дриде, но это ошибочно.
В 1968 году Ферруччо Ламборгини собрал под свое крыло всех выдающихся инженеров того времени, которые больше не могли терпеть вспыльчивый характер Коммендаторе и ушли из Феррари к “трактористу”, как небрежно называл Ферруччо Энцо Феррари. В состав команды вошли и Паоло Станцани, бывший главный механик Maserati Competition, и талантливейший новозеландец Боб Уоллес, и один из величайших мотористов Джотто Бицарринни. Идея создания нового автомобиля (lslero выпускался на тот момент всего второй год) состояла в том, что Ферруччо Ламборгини решил продвигаться на американский рынок. К сожалению, по уровню безопасности автомобиль не проходил, а оснащение было весьма скудным, что-бы тягаться с Ferrari, которые, надо отметить, никогда особой роскошью не отличались.
Таким образом, было решено создавать совершенно новый автомобиль на уже имевшейся базе Lamborghini Espada, так как это было экономически выгодней, чем переделывать Islero. Для новой модели базу укоротили на 15 сантиметров, оно и понятно. Jаrаmа создается совсем для других целей, а задние кресла в ней — исключительно номинальные, дабы заполнить пустое пространство, сзади будет удобно, если только, ребенку 6-7 лет. Двигатель решили взять с Islero без изменений. Это тот же V12 объемом 4 литра с шестью горизонтальными карбюраторами и мощностью 350 лошадиных сил и крутящим моментом в 394 Нм. Этого вполне должно было хватать, чтобы купе весом 1540 килограмм разгонялось до контрольной сотни за 6,8 сек. Благодаря практически идеальной развесовке между передней и задней осями 49.5:50.5 соответственно, управлялся автомобиль просто феноменально, несмотря на то, что двигатель у него находился спереди.
Никаких гонок?
Как известно, у Ферруччо Ламборгини была политика – никаких гонок. Однако если нельзя, но очень хочется, то можно. Так рассудил и Боб Уоллес главный инженер Lamborghini. Еще в конце 1969 года, за пару месяцев до официальной премьеры, когда предсерийные прототипы проходили последние испытания, Боб взял за основу автомобиль Lamborghini Jаrаmа 4000 GТ и начал его раздевать – все лишнее было убрано, стекла, включая лобовое, заменили на плексиглас, поставлено легкое гоночное сиденье для водителя, а передняя панель была выполнена из листового поливинилхлорида (РУС). Двигатель был смещен назад, таким образом, развесовка по осям стала ровно 50:50. Появились колеса большей размерности 215/70VR15 спереди и 225/70VR15 сзади. Тормоза также были улучшены: теперь спереди были вентилируемые тормозные диски на 350 мм и 6-поршневые механизмы, в то время как стандартная машина довольствовалась 2-поршневыми. Обычные двери были заменены на алюминиевые. Изнутри они были обшиты листами РУС. Так же, из алюминия был сделан и капот. Передняя юбка была сконструирована таким образом, чтобы максимально прижимать автомобиль к земле и через специальные отверстия подводить воздух к передним тормозам. В угоду аэродинамике и снижения веса дверки на фарах вместе с механизмами их подъема убрали, а фары прикрыли плексигласом. Подвеска прототипа не имела ничего общего с обычной 400 GТ. Она была полностью сделана из легких сплавов и имела конструктивные особенности. Таким образом вес снизился на 300 кг – до 1170 кг.
В двигателе также произошли изменения: “злые” валы, чуть поджатые ГБЦ, горизонтальные карбюраторы Weber 42 DCOE 24-34, облегченные поршни, шатуны и маховик. Таким образом, максимальная мощность повысилась до 380 сил при 8000 об/мин. Вкупе с малым весом и укороченными передаточными числами в коробке разгон до 100 км/ч составлял 5 секунд, а максимальная скорость превышала 260 км/ч. В том же году автомобиль купил один из арабских шейхов, там он какое-то время светился, но потом пропал из поля зрения создателей и журналистов, пока не был найден в пустыни, восстановлен и не занял свое заслуженное место в музее Lamborghini.
Пора рестайлинга Через 2 года после начала выпуска пришла пора рестайлинга. В марте 1972 года на сцену того же моторшоу в Женеве выкатилась Lamborghini Jarama 400 GТS. Отличий накопилось множество. Самое главное из них – увеличение мощности, за счет иных распредвалов и доработанных ГБЦ. Карбюраторы остались прежние – тоже шесть двойных горизонтальных 2-камерных Weber 40 DCOE 20-21. В салоне также произошли изменения. Спинки сидений стали намного тоньше, открывая больше пространства для ног задних пассажиров. Усилитель руля начал устанавливаться в базовой комплектации в начале 1973 года, до этого его не существовало в принципе.
В 1974 году в качестве опции в Америке стали предлагать автоматическую 3-ступенчатую трансмиссию TorqueFlite производства Chrysler. Однако автомобили с такой коробкой имели весьма посредственный характер и разгонялись не лучине катафалка, поэтому было выпущено всего 10 автомобилей с АКПП. Другая редкая опция – это крыша типа тарга, с такой крышей с конвейера сошло всего 50 автомобилей. Если не углубляться внутрь машины, то наметанный глаз ценителя сразу распознает позднюю 400 GTS. В первую очередь, по дискам. На этой модели решили отказаться от системы крепления колеса в виде центральной гайки и перейти на 5-болтовую систему крепления колеса. Также в передней части автомобиля на капоте и перед каждым колесом были врезаны дополнительные воздухозаборники и изменены стеклоочистители. сзади поменялись только фонари. Однако из-за финансового кризиса, одолевавшего компанию Lamborghini целых 20 лет. производство jаrаmа пришлось свернуть, всего было выпущено 176 Jarama 400 GT и 152 Jarama 400 GTS.