Легендарные спортивные автомобили
Mercedes, Golf II и Renault R5 – это звучит скучно в 80-е. Но кто бы не думал так, вы можете удивиться, когда заглянете под капот спортивных версий этих машин. Но еще больший сюрприз вас ждет, если в таких автомобилях запустить двигатели.
Кто они, наши герои? Как выглядят наши персонажи? Ну, может быть на первый взгляд наши герои не производят впечатления. Но если внимательно присмотреться к этим старым машинам, то вы сразу заметите что они не обычные массовые серийные версии известных моделей, которые сотнями тысячи покидали заводы в те годы.
Особенно обращают на себя внимание нескромные воздухозаборники и небольшие спойлера, которые сигнализируют о том, что за рулем этих автомобилей вас ждут незабываемые впечатления. Хотя, конечно, для того чтобы управлять этими необычными автомобилями, вам понадобятся некоторые навыки. Знаете почему? Здесь нет той электроники, которая постоянно влезает в управление современных машин. За рулем этих старых машин водитель рассчитывал только на себя.
Спортивные машины 80-х – это было время настоящих автомобилей
Вы посмотрите на тот Mercedes с более широкими крыльями, которые сразу дают вам понять что перед вами не двухлитровая дизельная версия мощностью 75 л.с., а автомобиль, с которым вы не опозоритесь даже на спортивной трассе. Может быть наша похвала о героях сегодняшнего обзора завышена? Давайте узнаем, а вы сами оцените заслуживают ли эти автомобили такого внимания.
Audi Quattro – тяга и эмоции
Большие скачки в развитии автомобильных технологий встречаются не так часто. Но часто за ними стоит случай или упрямство отдельных людей. Это именно то, что случилось с приводом Quattro в компании Audi. Человек пришедший в компанию с такой идеей, был Йорг Бенсингер. Сначала он не мог рассчитывать на какую-либо поддержку в этом направлении. По его словам его идею поддержал только Фердинанд Пьеха.
Все остальные были против, и Volkswagen даже хотел, чтобы Audi отказалась от этой идеи, – заявил Бенсингер спустя годы. Но все изменилось после испытаний 1977 года, когда модифицированная Audi 80 с приводом на обеих осях буквально “приклеилась” к дорожному полотну на альпийском перевале Turracher Höhe, настолько хорошо управлялся этот автомобиль. В VW и Audi, наконец, поняли, какая жар-птица попала к ним в руки.
И это стало толчком для появления первой Audi Quattro. За основу взяли платформу Audi 80, сделали полный привод, изменили задний мост, установили 5-цилиндровый турбодвигатель мощностью 200 л.с. и. Внешность автомобиля была довольно незаметной, но на самом деле она гарантировала незабываемые впечатления от вождения.
На Quattro можно было обгонять гораздо более дорогие и известные спортивные автомобили даже в плохих погодных условиях. Независимо от квалификации пилота, Quattro доминировал в автомобильных ралли.
Сегодня полный привод стал нормой. Не перестают совершенствоваться технические характеристики автомобилей, но Quattro по-прежнему производит впечатление. Его несбалансированный 5-цилиндровый двигатель издает звук, который завораживает, заставляет заслушиваться. Кроме того, этот автомобиль сочетает в себе вещи, которые кажутся несовместимыми с его концепцией — например, комфорт.
Садясь за руль Quattro, у водителя появляется чувство, что он именитый пилот. Его порождает сумасшедшая динамика автомобиля, понимание того, что он быстрее не только одноклассников, но и некоторых современных моделей. При этом даже такой выдающийся автомобиль требует соответствующего обслуживания. Так, например, Quattro крайне неуверенно ведет себя на обледенелой дороге.
Lancia Delta HF Integrale 16V – танцующий слон
Разместить на эмблеме марки бегущего слона предложил глава компании Джанни Лянча. По его мнению, животное должно было принести удачу. И это действительно сработало с моделями High-fidelity.
В течение многих лет итальянская марка премиум-класса создавала машины для участия в ралли, но в 1987 году состоялся дебют необычного автомобиля. Это Delta HF Integrale – модель, о которой можно сказать многое, но он никак не связывается со слоном, приносящим удачу итальянскому производителю.
После серии несчастных случаев со смертельным исходом на испытаниях дикая концепция отошла на второй план, а более умеренная заняла доминирующую позицию, и так продолжалось в течение многих лет. Из всего модельного ряда инженеры Lancia выбрали компактную Delta в качестве базы для раллийного автомобиля.
Специалистов не смутил тот факт, что на тот момент машине уже было 8 лет, и основой для ее создания стал Fiat Ritmo. И нужно отметить, что команда итальянского производителя не прогадала. Созданный автомобиль стал достойным соперником на трассах и заставил соперников смотреть на него с уважением.
Предпоследняя версия спортивного Delta-Integrale 16V Evo I с 1992 года не оснащалась катализатором, но под капотом у нее стоял 210-сильный турбированный двигатель. Как и во всех Integral, его мощь передавалась на колеса обеих осей. Хотя больше крутящего момента получала задняя.
Внешне автомобиль получился сбалансированным для своего времени. Стильный дизайн формировали широкие крылья, объемная выштамповка на капоте, воздухозаборники на бампере, оптика, которая создавала вид агрессивной собранности. В салоне устанавливались удобные сиденья Recaro, на приборной панели размещалось множество индикаторов.
Впечатления от вождения этого автомобиля не имеют ничего общего с тем, как должен ездить 25-летний автомобиль. Благодаря отличному балансу шасси Lancia буквально «проглатывает» даже самые сложные повороты, вызывая настоящую эйфорию у водителя. У этой машине маневры выходят просто, без усилий.
Мощность, обеспечиваемая 4-цилиндровым двигателем Fiat с наддувом, делала автомобиль в свое время просто непобедимым. Даже Audi Quattro трудно было тягаться с компактным «итальянцам». С точки зрения вождения и гибкости, Lancia Delta играет в высшей лиге.
Мощный мотор едва помещается под капотом — он требовал активного охлаждения, поэтому автомобиль оснащен мощными воздухозаборниками. Но оценить возможности агрегата в городских условиях не получится. При этом автомобиль легок в освоении и прост в управлении.
BMW M5 – модель с секретом
Релиз этой модели в 1985 году стал резонансным. Причина – в том, что автомобиль выставили на автосалоне в Амстердаме без профильного пресс-релиза. Скудная информация о нем излагалась в короткой заметке. И сегодня сложно объяснить этот факт, ведь модель соответствовала дизайнерской концепции марки, для своего времени она была если не передовой, то заслуживающей внимания. Тут не было даже традиционного спойлера, не говоря уже о диффузорах и воздухозаборниках. Но это и скромный релиз не помешали стать автомобилю культовым.
Примечательно, но у BMW не было катализатора. Более того, создатели замаскировали под лаконичной и непритязательной внешностью необузданную мощь. Стальное «сердце» BMW M5 располагало 24 клапанами, 6 цилиндрами и выдавало 286 л.с. Максимально автомобиль разгонялся до 250 км/ч, а скорость от 0 до 100 км/ч он набирал за 6.0 секунд. Такие характеристики позволяли на равных конкурировать с более дорогими моделями.
Мотор звучит благородно, мгновенно реагирует на добавление газа. Максимально количество оборотов в минуту – 6700. Отличная балансировка силового агрегата освобождает водителя от необходимости часто переключать передачи. Делает управление еще более комфортным 5-ступенчатая спортивная механическая коробка и чувствительное рулевое управление.
BMW M5 – это яркое доказательство того, что компромисс между спортивным стилем и комфортом возможен. Не все современные автомобили способны предложить подобный баланс. Кроме того, модель предлагает удобную посадку, отличный обзор с места водителя, великолепную эргономику. У BMW M5 почти идеальный спортивный салон в части удобства. При том, что он практически не отличается от интерьера стандартных моделей 5-й серии и может удивить даже владельцев Porsche.
Renault 5 Turbo – неоднозначный триумф дизайнерского искусства
Если смотреть на автомобиль спереди, то это стандартная модель Renault 5, а вид кормы не оставляет от этого впечатления и следа. Сзади «француз» похож на гоночную модификацию. Поклонники марки, и «Пятерки» в частности, скажут, что дизайнеры стремились создать спортивную концепцию. Те, кто нейтрально оценивают внешний вид автомобиля, отметят, что его стиль очень похож на гаражный тюнинг. Но эта модель обращает на себя внимание.
Ее история началась в 1980 году. Как позже признались конструкторы, машина создавалась для ралли, и основой для нее послужила раллийный прототип. Это противоречило мировой концепции автомобилестроения.
Еще один странный момент – мотор компактной «Пятерки». Силовой агрегат разместили за передними сидениями. Он в раллийной версии автомобиля обладал мощностью в 300 л.с. при рабочем объеме 1,4 литра. Это предельный максимум, который можно было выжать из такого двигателя. Турбина работала с запозданием, автомобиль вяло набирал скорость до отметки 3500 оборотов в минуту, но преодолев этот рубеж, превращался в ракету.
При этом «француз» весил достаточно много (970 кг) для компактных габаритов. До 160 км/ч он разгонялся за 21.0 секунду, а скоростной максимум был 200 км/ч. Автомобиль быстро терял скорость, если отпустить педаль газа — это результат внушительного аэродинамического сопротивления.
Водитель и пассажир с комфортом размещались в спортивных креслах. При производстве ранних версий Renault 5 Turbo использовался алюминий. С 1982 года интерьер компактной версии стал полной копией полноразмерной модификации.
Но автомобиль интересен не благодаря комфорту или интересной компоновке. Маленький «француз» собрал все конструктивные особенности, которые часто провоцируют непредвиденные ситуации, особенно на мокрой дороге. Это задний привод, короткая колесная база и внушительная мощь. Автомобиль не прощает водителю ошибок — при вхождении в боковой занос «Пятерку» крайне трудно контролировать. И такая особенность делает Renault 5 Turbo привлекательным.
Mercedes 500 E – просто другой
Появление этого автомобиля спровоцировало обострение конкуренции. В 1988 году компания BMW перехватила инициативу, представив M5 (E34). Тогда руководитель Mercedes Вернер Нифер решил действовать. В то время у Porsche были свободные мощности. Это касалось сферы разработки дизайна новой модели и технических возможностей.
Подразделение и стало базой для Mercedes 500 E. Уже в 1990 году состоялся релиз автомобиля. Вскоре после запуска серийного производства стало понятно, что 500 E способствовал возвращению утраченных на рынке позиций.
При этом от базовой модели остались только крыша, передняя дверь, дверь багажника. Дизайн остальных элементов кузова изменился. Переработали и 5-литровый силовой агрегат V8, взятый у SL.
Интересно, что не знающий человек не заметит отсутствия новинок в интерьере. Тут нет никаких акцентов, указывающих на спортивный стиль модели.
Безнаддувный мотор после запуска кажется не достаточно динамичным. Но стоит нажать на педаль газа, и все кардинально меняется. Мотор мощностью 326 л.с. быстро набирает скорость, при этом автомобиль уверенно входит в повороты. По мере приближения педали газа к полу звучание силового агрегата становится солиднее. Он способен развивать скорость до 284 км/ч, с ограничителем – 250 км/ч.
Подвеска Mercedes 500 E отличается жесткостью, что обеспечивает спортивную твердость во время движения. Но инженеры Porsche постарались сделать автомобиль комфортным. По сравнению с ним, езда на одноклассниках покажется спуском по ступенькам на металлическом тазе. Есть тут и элемент роскоши – это редкий цвет отделки под розовое дерево.
Но какой будет ответ на вопрос — Mercedes 500 E лучше E5 от BMW?. Если проанализировать все аспекты объективно, то получится, что «пятисотый» просто другой, и о превосходстве говорить тут не уместно.
Volkswagen Golf GTI G60 и силовая спираль
Volkswagen назвал свою интерпретацию спирального компрессора G-Lader. Принцип его работы прост: две спирали размещаются одна в другой. Первая неподвижна, а вторая эксцентрично вращается, благодаря чему уменьшается пространство между спиралями от всасывающего до выпускного отверстия.
Такое техническое решение было эффективным и не требовало технического обслуживания (по крайней мере, теоретически). Компрессором оснастили Volkswagen Motor 827, что дало прибавку в 160 л.с. Первоначально агрегаты, укомплектованные G-Lader, устанавливались на Passat и Corrado. В 1990 году к этим моделям присоединился Golf GTI.
Причина – стандартный GTI мощностью 107 л.с., и даже 129-сильный вариант с 4 клапанами на цилиндр уже утратили лидирующие позиции в сегменте компактов. Усугубляла ситуацию усилившаяся конкуренция.
В исследовательских целях в 1989 году Volkswagen поставил мотор с компрессором на Golf Limited (модель оборудовалась 16-клапанной головкой) и на Golf Rallye. Оба автомобиля были полноприводными, выпускались в ограниченном количестве.
В серийной модели GTI массой 1100 кг с передним приводом больше ощущалось преимущество мотора со спиралевидным компрессором перед версиями с атмосферными двигателями. Даже сегодня двигатель 1,8 с G-Lader впечатляет — он способен соревноваться с 2,5-литровыми силовыми агрегатами. Ключом к успеху является крутящий момент. GTI с мотором мощностью 129 л.с. имеет 140 Нм при 2000 оборотов в минуту, версия G60 предлагает 190 Нм.
Спортивная модификация Volkswagen Golf предлагает компоновку, которую по уровню комфорта невозможно сравнить с одноклассниками. Это нечто уникальное, стоящее обособленно. В части ходовых характеристик автомобиль мало походит на спортивный. Он демонстрирует стабильную динамику без резких рывков при сильном нажатии на педаль газа. Парадоксально, но модификация со 129-сильным агрегатом больше соответствует спортивному классу в части динамики.
Независимо от версии Golf – это пример удачного автомобиля, рассчитанный на двоих. Он отлично себя чувствует в городском трафике, идеально подходит для ежедневных поездок на короткие расстояния. Модификация G60 несколько сложнее, но сбалансированный гидроусилитель руля обеспечивает комфортное вождение. В данном случае модернизация двигателя стала разумным решением, которое не нанесло ущерб эксплуатационным характеристикам.
80-е годы – эпоха настоящих автомобилей
Сравнивать культовые модели сложно — они не подпадают под современные критерии. Сегодня по большей части оцениваются технические характеристики автомобилей: мощность, динамика, максимальная скорость, а также количество и возможности электронных систем.
Культовые машины нельзя рассматривать с этой точки зрения. Тут решающий фактор – ощущения от вождения, также важны впечатления от автомобиля. Если судить так, то однозначный лидер – BMW M5, на втором месте Mercedes 500 E. Для победы Мерседесу не хватило спортивного антуража. При этом остальные модели уже легенды и вошли в историю мирового автомобилестроения.