На чем гоняешь, Брат?
Автор: Петр Максимов
Прогуливаясь по какому-нибудь крупному сетевому магазину запчастей, помимо ковриков, лампочек подсветки и прочих аксессуаров можно обнаружить море шильдиков с красивыми аббревиатурами. А поскольку народ у нас массово проповедует философию «казаться, а не быть», то эти шильдики пользуются большим спросом. Если приглядеться на дороге, то едва ли не самая популярная эмблема – GT (и вариации на тему). Эти две волшебные буквы чаще всего лепят совершенно не к месту, на машины, бесконечно далекие от исконного значения этих волшебных литер. Как следствие, «гэ-тэ» превратилось в глум (по образу и подобию выражения «развалюшн»). А между тем за обозначением GT стоит богатая история, связанная отнюдь не только с автомобилями…
Расшифровку GТ знает каждый школьник – Grand Tour или grand turismo, что по-нашему звучит как «большой туризм» или «большое путешествие» (так, пожалуй, правильнее). Речь идет о большом путешествии, в которое на несколько месяцев (а то и несколько лет) отправлялись молодые представители европейской знати примерно с середины XVII-го века и до второй половины ХIХ-го века. Происходило это с целью ознакомления со знаковыми элементами, столпами европейской культуры.
Задачи у каждого путешественника стояли свои: для наследника власти важно было познакомиться с культурой для обеспечения ее преемственности (силу правящего класса обеспечивали не армия и не личное богатство рода, а культурная гегемония), художнику или литератору такое путешествие шло на пользу в порядке общего развития… При этом были и те, кому просто было интересно посмотреть на Европу, ведя попутно путевые заметки (в те времена это было популярное чтиво). Когда в ХIХ веке началось активное развитие железнодорожного и речного транспортного сообщения, любопытных становилось все больше и больше (поезда и пароходы делали такое путешествие куда более доступным). В результате «большое путешествие» прекратило свое существование в виде развлечения для элиты…
Поиск по ключевому слову
Но позже, с развитием автомобильной индустрии, «большой туризм» возродился как раз в прежнем качестве: машины-то тогда доступны были далеко не каждому… Это не говоря уже о том, что в путешествие по Европе отправлялись не на всяком самоходном экипаже: европейские путешественники предпочитали быстрые, но при этом комфортные машины, способные быстро (в данном контексте это слово ключевое) преодолеть тысячи километров и не выжать из водителя с пассажиром последние соки. Для начала многие ездили на переоборудованных гоночных машинах, но позже сами автопроизводители начали подстраиваться под растущий спрос на автомобили подобного типа.
Первопроходцами на этом пути в конце 20-х годов прошлого вена стали итальянцы: АLfa-Romeo, Lancia, а позже и примкнувшая к ним Ferrai начали предлагать быстрые машины для дальней дороги. Сегмент жив и по сей день, притом практически в том виде, в котором он и был создан: высокая стоимость настоящих GT-машин способствует поддержанию старых традиций большого туризма. оттесняя от этого ритуала простой люд (конечно, пролетарии могут отправиться в большую дорогу на какой-нибудь табуретке класса В или С, но это все-таки не совсем то).
Принципиальных отличий от настоящих спорткаров в предельных возможностях у машин класса GT почти нет: они тоже бывают невероятно быстрыми. Разница в характере: если какой-нибудь Порше 911 ГТС или Ferrari 458 Italia (и даже Ниссан GT-R, несмотря на «правильные» буквы в названии) – это суперкары для быстрых поездок в выходной день, то Bentley ContinentaI GT, Ferrari 612 ScagLietti и Maserati GranTurismo не способствуют выработке столь же насыщенного адреналиново-эндорфинового коктейля, зато они позволяют резво и с высоким комфортом пожирать сотню за сотней километров гладких европейских дорог.
Делать это можно даже в компании, благо, многие такие машины имеют четыре полноценных посадочных места. Не говоря уже о том, что среди автомобилей класса GT полно таких, которые получили титул не по родовому признаку, а приобретя его в результате усердной службы (хороший пример – Mercedes-Benz S65 АМG и другие экстремальные седаны представительского и бизнес классов). Теперь, по крайней мере, понятно стремление многих автомобилистов, годами безвылазно колесящих по большим мегаполисам на дохлых и тряских «овощах», примкнуть к поистине великой традиции.
Другое дело, что начинать стоило не с похода в магазин запчастей, а с мечты вырваться из городского плена и увидеть мир. А там и деньги заработаются, и машина купиться, и дорога возникнет под колесами…