Для тех, кто не понял о чем речь, рассказываю. Это когда двигатель твоего автомобиля дышит не только свободно, но еще и с красивым звуком. Почти как оперный певец.

автор: Олег Лозовой, история та

Речь у нас сегодня пойдет о выдохе. То есть о выпускной системе на  ВАЗ 2101 «Копейке». Как родилась идея ее замены?

Ну, во-первых, геометрия и внешний вид старого выхлопа, особенно оконечной банки глушителя, немного не соответствовали моим представлениям о добротном и качественном.

Во-вторых, хотелось все-таки обзавестись системой, полностью изготовленной из нержавеющей стали. И заодно послушать, как она воспринимается на слух. Напомню, что в установленном до этого комплекте, из нержавейки сделан лишь коллектор, а все остальное — самая обычная сталь не самого высокого качества.

Как поднять мощность ваз 2101 - тюнинг выхлопа

Выхлоп как искусство

За помощью мы обратились не куда-нибудь, а к одному из самых компетентных производителей выпускных систем в Москве , которая с удовольствием согласилась поучаствовать в нашем проекте. Ее колоссальный опыт в проектировании и разработке выпускных систем в сочетании с собственными запатентованными технологиями позволяют спроектировать настроенную прямоточную систему для любых типов двигателей, устанавливаемых как на гражданские, так и спортивные автомобили.

резонатор Гельмгольца
резонатор Гельмгольца

Например, U — Power — одна из немногих компаний в мире, которая применяет в своих системах так называемый резонатор Гельмгольца, или четвертьволновой фильтр. Он представляет собой трубу закрытого типа, выходящую из резонатора вместе с основной магистралью. Длина этой трубы оптимизирована для типовых конфигураций ДВС и равна четверти длины звуковой волны мотора, за счет чего неоднородный по плотности поток выхлопных газов удается сделать более однородным. Это в свою очередь позволяет не только существенно понизить уровень шума и сделать звук более мягким, но и, при прочих равных, получить прибавку в моменте примерно в 1,5-2%.

Как поднять мощность ваз 2101 - тюнинг выхлопа

Немного, но именно эти доли дают ощущение эластичности мотора, которое мы так любим. Кроме того, все элементы выпускных систем делаются в U – Power исключительно из аустенитных жаропрочных сталей марок AISI – 304 или AISI – 321, обладающих высокой коррозионной стойкостью при нагреве вплоть до 850С. В зависимости от типа двигателя, его объема и степени форсировки, а также персональных пожеланий владельца, специалисты компании подбирают оптимальные компоненты для выхлопа. Так что им можно доверить как кольцевой болид, что, собственно, и делают многие наши спортсмены, или же гражданский автомобиль, как поступили мы.

Как поднять мощность ваз 2101 - тюнинг выхлопа

Индивидуальный подход

С  “Копейкой” работа предстояла нелегкая и оттого еще более интересная. Главная особенность — очень ограниченное пространство для выпускной системы, особенно в начальной ее части.

Как поднять мощность ваз 2101 - тюнинг выхлопа

Кроме того, на классических моторах допуски по размерам весьма условны. То есть, если спроектировать и изготовить коллектор для одного двигателя, далеко не факт, что его получится установить на другой, с такой же маркировкой. Поэтому единственным выходом было спроектировать индивидуальную выпускную систему для нашей машины с нуля. Этим и занялись.

Как поднять мощность ваз 2101 - тюнинг выхлопа

После демонтажа старого выхлопа и снятия размеров с выпускных окон ГВЦ и точек крепления, мастера принялись за изготовление фланца коллектора, который будет примыкать к мотору. А поскольку конструкция планировалась разборной, по схеме 4-2-1, потребовался фланец и для приемной трубы. В него будут сходиться четыре трубы диаметром 38 мм, а выходить уже две — диаметром 43 мм. Поскольку мастера приняли решение делать равнодлинный коллектор, с его изготовлением пришлось попотеть. Трубы разных изгибов подбирались со скрупулезностью, присущей инженерам в белых халатах из фантастических триллеров. Затем все также методично приваривалось, замерялось, примерялось и утверждалось.

Как поднять мощность ваз 2101 - тюнинг выхлопа

Дальше — больше

С приемной трубой хлопот оказалось как минимум столько же, если не больше. Как ты помнишь их тут целых две и обе нужно изогнуть так, чтобы они не ограничивали движения рулевой трапеции. А места там ну совсем мало. В итоге пришлось делать очень сложные изгибы труб в нескольких плоскостях и затем соединять их в одну, диаметром 51 мм. Сразу же после этого соединения специалисты U – Power внедрили гофру, которая обеспечивает выпуску необходимую подвижность.

Далее по ходу пьесы, то есть движения выхлопных газов, идет основная трасса с резонатором и тем самым четвертьволновым фильтром. Обычно его проектируют таким образом, чтобы дополнительная закрытая труба была ориентирована к задней части автомобиля. Но поскольку конструкция «Жигулей» предполагает только единственное возможное расположение резонатора около задней оси, трубу пришлось развернуть в обратную сторону по направлению к мотору. Сечение все то же — 51 мм. Интересно, что для изготовления труб и элементов с большим количеством изгибов в U — Power применяется сталь AISI — 321 с добавлением титана, что делает ее более эластичной, вто время как прямые участки выпускной системы изготавливаются из стали AISI — 304, более дешевой и менее пластичной.

Ну и наконец, основной глушитель с так называемым «гусем» — участком выпускной магистрали, проходящим над задним мостом и потому имеющим характерный изгиб. Сам глушитель, который получился гораздо больше предыдущего и уж тем более стандартного, все же получилось закрепить на штатных креплениях. Опыт и профессионализм специалистов U — Power виден даже в таких мелочах. В качестве декоративной насадки выбрали трубу из полированной стали, диаметром 70 мм.

Ощущения

Получилось очень красиво и даже как-то по — американски. Сплошная гармония с множеством хромированных элементов на кузове и, конечно, с хромированными разварками. Но самое главное то, какой у мотора получился звук. Признаться честно, в тот вечер, когда я забирал машину из U — Power и ехал домой, я не понимал в чем дело. Где тот бубнящий бас на холостых и пронизывающий гул на скорости? Все куда-то исчезло. Поначалу мне даже показалось это скучным. Но потом я проникся новым звуком и понял, что в этом и есть кайф — естественные звуки мотора и ничего более. Это как сравнить дешевую фонограмму в каком-нибудь загородном клубе и поставленный театральный голос на концерте. Разница очевидна, а, следовательно, и выбор!

Previous ВАЗ-2104 - с двигателем CA18DET от Nissan 200SX (S13) мощностью более 400 л.с
Next Машина времени: дрэгстер Chevrolet Nova 1969