Рынок подержанных автомобилей растет с каждым годом, давая возможность покупателям выбрать любой вариант на свой вкус и кошелек. Но всегда есть риск приобрести вместе с понравившимся авто и проблемы, связанные с дополнительными тратами или, хуже того, с оформлением документов.
Итак, выбор автомобиля – серьезное дело, и к нему надо подойти со всей ответственностью. Рассчитывая на определенную сумму для покупки, нужно обязательно помнить о такой обязательной статье расходов, как страховка, техосмотр, госпошлина и постановка на учет.
В Интернете и печатных изданиях нет недостатка в объявлениях о продаже машин. На фото многие из них выглядят прекрасно: намытые, отполированные, без сколов и царапин. Но не стоит обольщаться, и тем более – «зацикливаться» на первом же попавшемся авто или определенной марке, чтобы не просмотреть более выгодный и стоящий вариант.
Выбрать желательно сразу несколько заинтересовавших претендентов и, общаясь по телефону с владельцем, постараться выяснить сразу некоторые вопросы еще до осмотра, чтобы не тратить свое время. Очень важна юридическая чистота покупки, поэтому, в первую очередь, нужно узнать вот о чем:
– о техпаспорте, обязательно поинтересоваться о том, нет ли в нем каких-либо вклеек (если есть, это может затянуть постановку машины на учет);
– есть ли свободное место в паспорте технического средства (ПТС), в противном случае нужно потратить время на его замену;
– не продается ли авто по доверенности, в этом случае купить его можно, а вот продать без бывшего владельца не получится;
– была ли машина участницей ДТП; насколько сильными были повреждения;
– имело ли место перекрашивание кузова; если ответ прозвучит утвердительно, нужно быть готовым к тому, что машина после серьезного ремонта, или пришлось скрывать ржавчину.
Стоит задать вопрос и о том, как долго автомобиль в пользовании у данного продавца, потому что частые перепродажи наводят на мысли, что с машиной не все в порядке. Зачем перепродавать авто в отличном техническом состоянии?
Если все вопросы по телефону решены положительно, можно договариваться о встрече для последующего осмотра. Как правило, честные владельцы, которым нечего скрывать, готовы на любые проверки (за счет потенциального покупателя, конечно).
Отправляясь на осмотр, и не имея при этом в этой области достаточного опыта, лучше пригласить с собой знакомого, который разбирается в этих вопросах.
Также на встречу с продавцом авто желательно захватить:
– маленький фонарик;
– зеркальце;
– магнитик для проверки вызывающих сомнение мест на кузове, которые могут быть зашпаклеваны;
– набор отверток и рожковых ключей;
– свечной ключ;
– тряпку.
Когда машина для осмотра готова, начать можно сразу с осмотра кузова на предмет деформаций, дефектов линий и окраски (важно, чтобы автомобиль при этом был чистым). Если есть какие-либо наклейки, нужно иметь в виду, что зачастую они маскируют разного рода недостатки.
Двери должны без всяких усилий открываться и закрываться, обратное убеждает в том, что имело место нарушение геометрии кузова.
Если машину перекрашивали, об этом факте подскажут следы оставшейся краски на резиновых и пластиковых элементах кузова.
Стоит заглянуть в салон автомобиля и сделать правильный вывод о его реальном пробеге. Так что если заверения продавца вызывают сомнения, это несложно проверить самостоятельно. Элементы салона, к которым чаще всего прикасаются в процессе эксплуатации, расскажут больше. Руль, педали, рычаг переключения передач, кресла (в особенности водительское), пол под педалями – если все они имеют довольно потертый вид, а под педалями в полу уже и выемка от пятки образовалась – все указывает на то, что машина уже изрядно побегала.
Люфт на колесах авто и на рулевом колесе – это недопустимо. Диски трещин иметь не должны.
Если резина на шинах стерта неровно – это однозначно нарушение геометрии подвески или кузова.
Необходимо произвести осмотр всех резинок и шлангов: на всех этих элементах недопустимы дефекты и трещины, их надежное закрепление также должно удовлетворить покупателя.
Перед продажей машины многие производят мойку двигателя, но не стоит на это слепо покупаться. Нужно проверить, не подтекает ли масло, и какого оно качества: если оно окажется высоковязким и новым, то, скорее всего, его заменили недавно с целью отвлечь внимание от, например, всевозможных износов и низкой компрессии.
Двигатель обязательно нужно изучать, когда он заведен и окончательно не прогрет, заглянуть в расширительный бачок: если есть повреждение прокладки головки, в нем будут присутствовать пузыри. Работать двигатель должен без посторонних шумов и звуков.
При пробной поездке машину оптимально проверить при разных условиях. Это будет переключение передач, резкое торможение, стоянка на горке под уклоном на стояночном тормозе. Оценивать желательно, помимо технических данных, и свои личные внутренние ощущения, насколько удобно и комфортно водить данный автомобиль.
Можно сказать, что при покупке авто с пробегом недостатки непременно найдутся, но тут уже все зависит от покупателя и его желания мириться с ними и вкладывать в приобретенную машину дополнительные средства.
И непременно нужно не стесняться и торговаться, пытаться сбить цену за любой найденный недостаток. Продавец все равно не отдаст машину ниже запланированной им стоимости, а покупателю сэкономленные деньги обязательно еще пригодятся.