История тюнинга
Задолго до появления автомобиля средством транспортирования людей и грузов были домашние животные, в основном, лошади. Эстетический вкус человека, материальный достаток или, напротив, бедность, оценивались по богатству сбруи, по состоянию упряжи и, как бы мы сейчас сказали, по «обвесу» экипажа – кареты, коляски, тарантаса или телеги. В русской классической литературе времён Достоевского и Толстого нередко можно встретить выражение – богатый выезд. Ёмкая фраза. Как раз об облике транспортного средства того времени.
Ruslan Batykov © magazine Option
Фото: from the Internet
Серийный выпуск машин vs Биопрома
В начале века двадцатого на смену лошади пришёл автомобиль. Извечная же тяга человека к выделению из серой массы, какой была, такой и осталась. Скорее даже усилилась. Ну, в самом деле, лошади, хотя и типовые модели, так сказать, «биопрома», всё же отличались друг от друга – экстерьером, например, индивидуальными особенностями или норовом. Автомобили же, выпущенные в одной серии, кроме цвета покраски, не отличались ничем. Когда же автомобилей стало выпускаться не просто много, а очень много, даже значение цвета в контексте индивидуализации сошло на нет.
Тогда владельцы машин сами решили придавать им неповторимые черты. Появилось понятие «тюнинг». Применительно к автомобилю слово «тюнинг» вначале употреблялось в колыбели мирового автопрома – в США. Термин имеет англоязычные корни и образован от английского tune – настройка.
Понятие “Тюнинг” Tune
Автотюнинг – это изменение изначальной конструкции автомобиля в соответствии с предпочтениями владельца для придания автомобилю новых эстетических качеств и функциональных возможностей. Стоит оговориться, тюнинг автомобиля – это такое его изменение, которое не ухудшает заявленных производителем технических характеристик и не снижает уровня безопасности водителя и пассажиров.
Первыми шагами тюнинга было изменение лишь облика автомобиля, его, по аналогии с лошадьми, экстерьера. Капоты и дверцы приобретали зачастую немыслимые формы в угоду капризу заказчика. Например, фары превращались в глаза, обрамлённые пушистыми ресницами, а радиаторная решётка вполне могла превратиться в губы, сложенные для поцелуя. Словом, изюминок во внешнем облике авто стало появляться столько, что можно перечислять, и перечислять, и перечислять.
Революция “Тюнинга”
Истинную революцию в тюнинговании автомобилей произвело изобретение химиками и широкое распространение многофункционального материала – пластика. Стали появляться бамперы, дверцы, крылья и ещё бамперы-дверцы-крылья таких форм и расцветок, что стало складываться ощущение – в мире не двести автомобильных заводов, а двести тысяч. А между тем, экстерьер автомобиля изменяется вовсе не на заводах-гигантах, а в маленьких автосервисах тюнинга с персоналом в 15-20 человек. Обилие таких мастерских привело к невозможности, да, и к бессмысленности согласования дизайнерских решений, поэтому мир заполонили совершенно разные, хотя, на первый взгляд, и одинаковые машины.
Неугомонные настройщики
Прошли годы, и вот уже мастера тюнинга поднимают руку уже не только на внешний облик, а и на святая святых – на изменение функциональных систем автомобиля. Появились стоящие особняком понятия тюнинга двигателя, тюнинга подвески, тюнинга электрики. Неугомонные настройщики вторгаются в области, которые ранее были под грифом «Access Denied». То ли автомобили упростились, то ли дело в росте общей технической грамотности человечества, неизвестно, в чём тут дело, только автомобиль ныне можно «настроить» комплексно.
В тюнинге нежных внутренностей автомобиля тоже случилась своя революция. И произошла она благодаря небывалому расцвету электроники. Электроника для функционального тюнинга стала тем же, чем полвека назад стал пластик для тюнинга облика.
Электроника позволяет создать такие конфигурации возможностей, которые превращают авто в инопланетную летающую тарелку, только что не летающую, простите за невольный каламбур. Бортовые компьютеры, навигаторы, всевозможные датчики – всё возможно в этом мире тюнинга.
Расширение возможностей тюнинга, помимо расширения его горизонтов для владельца автомобиля, ставит новые требования к уровню мастерства и квалификации тех, кто тюнинг производит. Сегодня уже мало виртуозно владеть крепёжным и режущим инструментом. Сегодня, для воплощения полного тюнинга автомобиля необходимо владеть инженерными познаниями. Нужно быть компетентным в вопросах взаимосвязи столь, на первый взгляд, разных систем, в их взаимном функционировании. При выборе предприятия для выполнения тюнинга автомобиля, не лишним будет осведомиться об уровне подготовленности работников. Ничего такого особенного не требуется. Нужно просто поговорить с одним из них. Даже можно не про автомобиль. Манера держаться, слова, употребляемые в разговоре, о многом могут сказать.
Вряд ли какой-нибудь средневековый хан Батый, глядя на отливающую золотом уздечку или на дивно заплетённые косы в гриве своего коня, думал, что спустя столетия стремление человека к непохожести на окружающих останется в неизменном виде. Батый не думал об этом. Он просто смотрел. И ему нравились и уздечка, и косы. Нравились так же, как нам нравится наша «ласточка», окрашенная божьею коровку с антеннами, стилизованными под усики этого жука.