На чем гоняешь, Брат?

Автор: Петр Максимов

Прогуливаясь по какому-нибудь крупному сетевому магазину запчастей, помимо ковриков, лампочек подсветки и прочих аксессуаров можно обнаружить море шильдиков с красивыми аббревиатурами. А поскольку народ у нас массово проповедует философию «казаться, а не быть», то эти шильдики пользуются большим спросом. Если приглядеться на дороге, то едва ли не самая популярная эмблема — GT (и вариации на тему). Эти две волшебные буквы чаще всего лепят совершенно не к месту, на машины, бесконечно далекие от исконного значения этих волшебных литер. Как следствие, «гэ-тэ» превратилось в глум (по образу и подобию выражения «развалюшн»). А между тем за обозначением GT стоит богатая история, связанная отнюдь не только с автомобилями…

GT

Расшифровку GТ знает каждый школьник — Grand Tour или grand turismo, что по-нашему звучит как «большой туризм» или «большое путешествие» (так, пожалуй, правильнее). Речь идет о большом путешествии, в которое на несколько месяцев (а то и несколько лет) отправлялись молодые представители европейской знати примерно с середины XVII-го века и до второй половины ХIХ-го века. Происходило это с целью ознакомления со знаковыми элементами, столпами европейской культуры.

GT МАШИНА

Задачи у каждого путешественника стояли свои: для наследника власти важно было познакомиться с культурой для обеспечения ее преемственности (силу правящего класса обеспечивали не армия и не личное богатство рода, а культурная гегемония), художнику или литератору такое путешествие шло на пользу в порядке общего развития… При этом были и те, кому просто было интересно посмотреть на Европу, ведя попутно путевые заметки (в те времена это было популярное чтиво). Когда в ХIХ веке началось активное развитие железнодорожного и речного транспортного сообщения, любопытных становилось все больше и больше (поезда и пароходы делали такое путешествие куда более доступным). В результате «большое путешествие» прекратило свое существование в виде развлечения для элиты…

ГТ МАШИНА

Поиск по ключевому слову

Но позже, с развитием автомобильной индустрии, «большой туризм» возродился как раз в прежнем качестве: машины-то тогда доступны были далеко не каждому… Это не говоря уже о том, что в путешествие по Европе отправлялись не на всяком самоходном экипаже: европейские путешественники предпочитали быстрые, но при этом комфортные машины, способные быстро (в данном контексте это слово ключевое) преодолеть тысячи километров и не выжать из водителя с пассажиром последние соки. Для начала многие ездили на переоборудованных гоночных машинах, но позже сами автопроизводители начали подстраиваться под растущий спрос на автомобили подобного типа.

alfa romeo gt

Первопроходцами на этом пути в конце 20-х годов прошлого вена стали итальянцы: АLfa-Romeo, Lancia, а позже и примкнувшая к ним Ferrai начали предлагать быстрые машины для дальней дороги. Сегмент жив и по сей день, притом практически в том виде, в котором он и был создан: высокая стоимость настоящих GT-машин способствует поддержанию старых традиций большого туризма. оттесняя от этого ритуала простой люд (конечно, пролетарии могут отправиться в большую дорогу на какой-нибудь табуретке класса В или С, но это все-таки не совсем то).

Принципиальных отличий от настоящих спорткаров в предельных возможностях у машин класса GT почти нет: они тоже бывают невероятно быстрыми. Разница в характере: если какой-нибудь Порше 911 ГТС или Ferrari 458 Italia (и даже Ниссан GT-R, несмотря на «правильные» буквы в названии) — это суперкары для быстрых поездок в выходной день, то Bentley ContinentaI GT, Ferrari 612 ScagLietti и Maserati GranTurismo не способствуют выработке столь же насыщенного адреналиново-эндорфинового коктейля, зато они позволяют резво и с высоким комфортом пожирать сотню за сотней километров гладких европейских дорог.

Mercedes-Benz S65 АМG

Делать это можно даже в компании, благо, многие такие машины имеют четыре полноценных посадочных места. Не говоря уже о том, что среди автомобилей класса GT полно таких, которые получили титул не по родовому признаку, а приобретя его в результате усердной службы (хороший пример — Mercedes-Benz S65 АМG и другие экстремальные седаны представительского и бизнес классов). Теперь, по крайней мере, понятно стремление многих автомобилистов, годами безвылазно колесящих по большим мегаполисам на дохлых и тряских «овощах», примкнуть к поистине великой традиции.

Другое дело, что начинать стоило не с похода в магазин запчастей, а с мечты вырваться из городского плена и увидеть мир. А там и деньги заработаются, и машина купиться, и дорога возникнет под колесами…