Вокруг автомобильных покрышек ходит множество слухов. Кто-то накачивает зимние шины азотом, считая, что от этого его машина поедет быстрее. Кто-то панически боится ремонта боковых порезов, считая, что в первой же яме на шине появится грыжа. Кто-то ездит на перекаченных покрышках, рассчитывая на максимальную скорость, кто-то – на полуспущенных, ощущая максимальное сцепление..
автор: Люк Маннел
Автомобильные покрышки – это по большому счету, единственная запчасть, непосредственно связанная с дорогой. И будь автомобиль трижды самым быстрым и хорошим, на никудышных покрышках он не сможет реализовать и 1% своего потенциала. Но вернемся к нашим мифам. Если вопрос чем накачивать шины мы оставим для самой младшей аудитории, то с тем, сколько накачивать, попробуем разобраться. Для начала надо узнать, влияет ли давление в шинах на мощность автомобиля.
Поэтому наш первый пункт назначения – диностенд Dynojet в конторе MD Automotive (Вестминстер, Калифорния). Наша Honda Integra DC2 обута в покрышки Nitto NTO1s и вместо положенных 2.3 атм.. мы спускаем давление почти в два раза до 1.4 атм.
Теория
По идее, уменьшение давления должно повысить пятно контакта колеса и улучшить сцепление, что в свою очередь приведет к уменьшению пробуксовки и соответственно лучшему результату. С другой стороны, низкое давление увеличивает сопротивление качению. Ведь шина подвергается большей деформации – больше ценной энергии уходит на то, чтобы противостоять этому процессу. Кстати говоря, сопротивление качению – одна из самых больших «паразитных» сил в автомобиле. Ее доля в потреблении энергии топлива может доходить до впечатляющих 30%!
Мощность
Ладно, не будем углубляться в теоретические дебри, а лучше заедем все же на барабаны стенда. Итак, первый замер на нормальном давлении в 2.3 атм (35 psi) показал 130.1 л. с. на колесах нашей Hond’ы. Спускаем шины и заезжаем еще раз. При давлении 1.4 атм. (20 psi) мощность получилась меньше! Всего 123.8 л. с. что почти на 7 лошадей меньше.
Значит, сопротивление качению действительно серьезная сила. Миф подтвердился. Большее давление – большая мощность. Но не будем торопиться. Посмотрим на график. Максимальные потери идут как раз в диапазоне пика мощности и в пике оборотов двигателя. А где мы используем автомобиль в таком режиме? Правильно – в гонках на ускорение!
Время
Поэтому нашим вторым пунктом назначения стал дрэг-стрип. И тут нас ждал сюрприз. Результаты оказались диаметрально противоположными! Integra со спущенными шинами проехала дистанцию быстрее! Хотя, надо признаться, полноценного испытания провести не удалось, мы замерили время прохождения дистанции только на 1/8 мили. Миф о лучшем времени развеян. Сниженное давление – лучшее время на дрэге.