Некоторые эпизоды из жизни профессиональных гонщиков напоминают скорее триллер, чем рассказ о гонке. Ну что может сделать пилот, если его автомобиль уже летит, а впереди толпа зрителей? Можно представить себе, что будет, если автомобиль приземлится как-то не так или не туда… Но лучше не надо.

автогонщики
Worldwide Copyright: McKlein

Автоспорт никогда не был безопасен, о чем сообщается на каждом зрительском листке, на каждой афише. И что бы ни делали производители спортивной техники, как бы ни старались организаторы соревнований, безопасность любой гонки зависит от того, как будут вести себя зрители. Понимают ли они правила, выполняют ли их.

Адреналин – заразная штука.

В кровь обычного зрителя он впрыскивается тем больше, чем ближе к нему проносятся спортивные автомобили, и это главная проблема классического ралли. Увы, на ралли невозможно огородить забором всю трассу (это же больше сотни километров!) и можно рассчитывать только на сознательность зрителей и работу служб безопасности. Здесь интересно, но гораздо более опасно, чем, скажем, на кольцевых гонках. Полуторатонные высокотехнологичные куски железа носятся по трассе с огромной скоростью, преодолевая за доли секунд десятки метров, и остановить их мгновенно невозможно.

Остаться в живых.. Эпизоды из жизни профессиональных гонщиков 1

Посмотрите, где стоят опытные зрители. Нет, не те, которые расположились на стульчиках, с пивом и детьми вплотную к трассе это не опыт, а отсутствие чувства самосохранения. Опытные зрители – это те, что в ярких спортивных куртках с какими-то листками и секундомерами в руках. Они стоят не близко к трассе, скорее всего на возвышенности, и все время поглядывают в бумаги. Все просто: у них есть список экипажей и расписание работы спецучастка! Идите сюда, вставайте рядом с ними – вы узнаете много нового и интересного о том, что здесь происходит.

Остаться в живых.. Эпизоды из жизни профессиональных гонщиков 1

Физика

Это не нужно запоминать, достаточно просто вспомнить школьный курс физики. Очевидно, что тело (в нашем случае – автомобиль), движущееся по дуге, стремится распрямить эту дугу. И любой поворот опасен снаружи, поэтому там никогда никто не должен находиться. Смотреть гонку с внутренней стороны поворота – куда более естественно. Только не путайте внутреннюю сторону с внутренней обочиной, эти два понятия должны различаться, как минимум, на три метра.

Если вы смотрели когда-нибудь прыжки на лыжах с трамплина, вы, вероятно, обратили внимание, что под трамплином почему-то никогда нет зрителей. И вам не показалось это странным, ведь именно туда приземляется лыжник. Однако десятки людей на ралли регулярно выстраиваются кеглями под переломом дороги в ожидании красивого кадра – из летящего автомобиля. Вопрос приземления этих товарищей почему-то совершенно не волнует. Но за сто с лишним лет существования автомобильного спорта еще не построили автомобиль, который не приземлился бы после прыжка. Причем не обязательно четко на дорогу. Обе обочины после перелома дороги должны быть табу для любого зрителя, который планирует вернуться после гонки домой.

Остаться в живых.. Эпизоды из жизни профессиональных гонщиков 12

А главное во всей этой главе знаете что? Слово «стоять». Ралли смотрят стоя. Так лучше видно, так тратится меньше времени на то, чтобы отскочить в сторону в случае опасности. Сидеть можно только если вы облюбовали для просмотра пригорок и взобрались на него повыше (это, кстати, идеальный вариант – и видно хорошо, и снимать оттуда удобнее, и гораздо безопаснее).

Два раза в одну воронку бомба не попадает

Два автомобиля в один поворот тоже могут не попасть. Или три, или пять. Если вам повезло, и вы расположились напротив такого зрелищного места, вам наверняка захочется принять участие в аттракционе «Репка». Проще говоря, в вытаскивании вылетевшего автомобиля на трассу или хотя бы в переворачивании его на колеса (кстати, есть шансы, что он потом поедет дальше и даже финиширует).

Остаться в живых.. Эпизоды из жизни профессиональных гонщиков 12

И вот тут-то вам потребуется внутренний таймер, который четко отсчитывает время до прохождения следующего автомобиля (это, как правило, минута, иногда две). Если машину удалось быстро вернуть на трассу, ваша задача – срочно исчезнуть с места происшествия… нет! Не через дорогу! Вы уже торчите с внешней стороны поворота (по логике вещей), и путь ваш в настоящую минуту лежит в сторону от трассы, а никак не к ней.

Остаться в живых.. Эпизоды из жизни профессиональных гонщиков 12

Если же вылетевший автомобиль застрял прочно, то обратите внимание на действия экипажа. Пилот и штурман, закрепив на торчащей корме машины зеленую табличку «ОК», быстренько покидают опасную зону. Они прекрасно понимают, что через минуту имеют все шансы принять себе на голову автомобиль соперников. Не забывайте об этом и вы.

Набор «Успешный пилот»

Почему спортивные автомобили могут мчаться по узкой лесной дороге с огромной скоростью? Как можно проходить повороты веером? Можно ли это делать самому? О разнице между гражданской ездой и боевым пилотированием мы непременно поговорим в следующий раз. Но, вообще-то, для того, чтобы не пытаться повторить только что увиденное на ралли, достаточно понимать разницу между оснащением гоночного и обычного автомобиля. Ну и наличие мозга необходимо, это факт.

Остаться в живых.. Эпизоды из жизни профессиональных гонщиков 12

Каркас безопасности, подвески, спортивные шины, шлем, комбинезон, система поддержки головы и шеи HANS, шести точечные ремни, спортивные сиденья… Пункты этого списка – это то, что позволяет спортсменам мчаться по трассе с такой скоростью. Именно поэтому они, чаще всего, могут добраться до финиша после вылета с трассы или даже после «крыши» в три оборота. И не пытайтесь повторить то, что видите: спортсмены много тренируются и делают эти «трюки» по несколько раз в месяц. Но каждый раз среди зрителей находится отважный персонаж, считающий, что он бессмертен как Кощей и быстр как молния: «Да я тут сорок лет езжу!..» В следующий раз вы, вероятно, увидите этого горе-водителя за пределами трассы по дороге со спецучастка. Или не увидите, если «Скорая» обернется быстрее.

Остаться в живых.. Эпизоды из жизни профессиональных гонщиков 12

Простые правила

Итак, в любом виде автомобильного спорта всегда работает один и тот же принцип выживания: стой дальше. В случае с классическим ралли это, безусловно, означает, что вы получите немножко меньше гравия в физиономию. Но поверьте, вам хватит. А уж если речь идет не о камнях, а о пыли, то вы и в 20 метрах от трассы уже помяли, зачем ваши соседи по кочке напялили респираторы (хотя, говорят, достаточно и банданы, закрывающей рот и нос). И уж чего вам точно хватит – адреналина и впечатлений. И фотографии с этой гонки вы потом будете показывать ВКонтаке на своей странице, а не травматологу в больнице райцентра. Берегите себя 😉

Previous Легендарные автомобильные колеса для стенс проекта
Next Toyota 2000GT - cреди коллекционеров в цене