BMW e34 v12 M5
BMW e34 M5 c 12 цилиндрами под капотом – Hartge сделали это в 1989, a Айварс из Латвии – в позапрошлом году. И пускай цели были разные – Hartge хотели утереть нос только-только вышедшей M5 в кузове e34, а целью Айварса было построить идеальный автомобиль выходного дня – я склонен думать, что получилось отлично в обоих случаях.
текст: Денис Поднебес, фото: Денис Поднебес
Как у Роллса! BMW Е34 M5
У 12-цилиндровых двигателей BMW не самая лучшая репутация в народе. Кто-то говорит: «Тяжелый нос, как она поворачивать-то будет» (и это несмотря на использованный в конструкции алюминий и вес, сравнимый с весом 8-цилиндрового мотора), кого-то пугает эксплуатация (проблемы действительно очень вероятны, если предыдущий хозяин экономил на обслуживании), а расход топлива при динамичной езде может сильно удивить.
Но ведь есть и плюсы. Как говорят американцы, No replacement for displacement (лучше объема двигателя может быть только объем двигателя). Почти пять с половиной литров, 326 л. с., 490 Н м и уверенный характер, которому позавидуют современные дизели…
Этому двигателю все равно, какие обороты на тахометре, он готов вжимать водителя и пассажиров в сидушку сразу при каждом нажатии педали газа. Ну и бонусом – врожденный аристократизм, ведь точно такие же М73В54 ставили на флагманские «семерки» и «восьмерки» того времени, а кроме этого – и на… Rolls-Royce Silver Seraph, ну разве не здорово при случае ввернуть в разговоре: «А у моей машины движок, как у Роллса»?
Дьявол в мелочах – BMW Е34 M5
Зная, насколько педантичен Айварс, владелец небольшого автосервиса и большой любитель BMW (я видел один из его предыдущих проектов – с любовью восстановленный Е28 с 3,5 л под капотом и перешитым салоном, выглядящий так, словно он только-только сошел с конвейера), я ничуть не сомневался, что эта «пятерка» будет не хуже. Всего пара часов ожидания после «вот сейчас, быстро на мойку заеду, надо немного стряхнуть вчерашнюю пыль» – и вот он передо мной, без сомнения, один из лучших автомобилей этой модели в нашем городе. Секрет успеха и главный козырь владельца – внимание к мелочам. Все здесь по принципу «при замене деталь должна быть или новой, или восстановлена до состояния новой». Если это кожаный салон, то он должен быть перетянут. Если деталь подвески – то отпескоструена и покрашена. Если кузов – то для начала он должен быть ровным и нетронутым ржавчиной.
Найти ухоженный кузов БМВ Е34 – это приключение из серии «как купить турбированную Тойоту с работающей второй передачей», но Айварсу повезло – один из знакомых надолго уезжал за границу и согласился расстаться со своей почти идеальной 524td за разумную сумму.
Операция на сердце – BMW Е34 M5
Семейный турбодизель – совсем не то, что Айварс хотел видеть под капотом своей игрушки. Долгий поиск по объявлениям привел к покупке 12-цилиндровика с пробегом в 173 000 км. Перед тем, как приступать к пересадке, мотор был разобран с целью замены всех прокладок, колец, свечных проводов и многого другого. Движок отлично разместился в подкапотном пространстве (и даже осталось место для пары турбин, если владелец когда-нибудь решится на дальнейшие шаги по модернизации), но для того, чтобы он заработал, пришлось попотеть.
Вся проводка, включая мозги «была переставлена с семерки» 1990 года выпуска, что исключило проблемы с корректной работой борткомпьютера и приборной панели, а система рециркуляции масла была модернизирована (движок получил отдельный масляный радиатор – их в оригинале ставили не на все автомобили). Трубы от небольшого турбодизеля не вполне подходили новому мотору, поэтому весь выпуск был построен заново, на 2.5-дюймовых трубах, с резонаторами и Х-образной трубой Magnaflow (и, надо сказать, результат внушает уважение – звук не очень громкий, но действительно породистый).
Коробка передач – ручная, 5-ступенчатая и усиленная, передает мощность через дифференциал с блокировкой на задние колеса. С одной стороны, максимальная скорость с этой коробкой передач «всего 230 км/ч», с другой – короткие передачи обеспечивают более быстрый разгон, а автобанов для езды «за 200» у нас в стране пока все равно не построили.
Что до внешнего вида, то идеальной Е34 владелец (и многие фанаты BMW по всему миру) небезосновательно считают М5, поэтому Айварс постарался максимально приблизить внешность своего автомобиля к этому эталону. Оригинальные передний и задний бампера, пороги, антикрыло и шильдики(включая накладки на пороги) от «эмки» были дополнены дисками, сделавшими образ более современным и законченным -BMW style 65, в оригинале ставящимися на ВМ М5 Е39.
Интересная мелочь: многие при покупке поддержанного BMW стараются заменить оптику и поворотники на темные или светлые, Айварс же поступил ровно наоборот – купил и поставил желтые поворотники (внутри которых теперь вместо лампочек светодиоды. И, надо сказать, не прогадал. На мой взгляд, вместе все смотрится просто идеально – настоящая чистая работа, настоящий чистый баварец!
ПЕРЕБОРКА ДВИГАТЕЛЯ
Выпуск 2,5 с резонаторами и Х-соединениями Magnaflow.
Модифицированная система рециркупяции масла, с отдельным радиатором.
Проводка от BMW Е38, 1990.
Усиленная коробка передач, 5-КПП.
Дифференциал с блокировкой
Спереди: тормоза от ВМ 7 серии, вентилируемые 324-мм диски и 4-поршневые суппорты; сзади: вентилируемые 300-мм диски.
Полиуретановые сайлент-блоки Powerflex
КУЗОВ
Оригинальный обвес BMW М5:
бампера, пороги, антикрыло, шильдики.
Полная перекраска
ДИСКИ И ШИНЫ
Спереди: диски BMW Style 65, 8 дюймов с резиной 225/40/18; сзади: 9.5 дюймов с резиной 245/40/18
САЛОН
Кожаный салон.
М-руль, кожа. Вставки из темного дерева. Электрические стеклоподъемники и шторка заднего стекла
Промо-интервью Айваре Ясуловичс
Скажи, что ты сделал, когда новый движок завелся первый раз?
Поехал на площадку и конкретно отжег резину.
Как развивался проект?
Сначала эта Е34 была моим разъездным автомобилем, в то время у меня было другое авто для покатушек по трассам и дрифта. Самой классной особенностью этой машины было идеальное состояние кузова и практически полное отсутствие ржавчины – такое с этими кузовами случается очень редко. Поэтому я решил построить из него нечто большее, начав с внешности и мелочей вроде всех четырех электростекол и электрошторки сзади, вставок из темного дерева, заводского телефона и многого другого, ну а чем это закончилось вы видите сами.
Самые сложные моменты проекта?
Работы с проводкой, устранение «детских болезней» и покупка запчастей для двигателя – если для других двигателей практически любые запчасти есть на полках магазинов, то для этого практически все надо заказывать, что долго и недешево.
Любимое авто?
BMW E46 M3 CSL (о да!).
Что бы ты сделал, если бы деньги не были вопросом?
Заменил все детали на новые и накинул пару турбин на движок.