BMW e34 v12 M5

BMW e34 M5 c 12 цилиндрами под капотом – Hartge сделали это в 1989, a Айварс из Латвии – в позапрошлом году. И пускай цели были разные – Hartge хотели утереть нос только-только вышедшей M5 в кузове e34, а целью Айварса было построить идеальный автомобиль выходного дня – я склонен думать, что получилось отлично в обоих случаях.

текст: Денис Поднебес, фото: Денис Поднебес

Как у Роллса! BMW Е34 M5

У 12-цилиндровых двигателей BMW не самая лучшая репутация в народе. Кто-то говорит: «Тяжелый нос, как она поворачивать-то будет» (и это несмотря на использованный в конструкции алюминий и вес, сравнимый с весом 8-цилиндрового мотора), кого-то пугает эксплуатация (проблемы действительно очень вероятны, если предыдущий хозяин экономил на обслуживании), а расход топлива при динамичной езде может сильно удивить.

BMW e34 v12 M5 - Чистая работа!


Но ведь есть и плюсы. Как говорят американцы, No replacement for displacement (лучше объема двигателя может быть только объем двигателя). Почти пять с половиной литров, 326 л. с., 490 Н м и уверенный характер, которому позавидуют современные дизели…

Этому двигателю все равно, какие обороты на тахометре, он готов вжимать водителя и пассажиров в сидушку сразу при каждом нажатии педали газа. Ну и бонусом – врожденный аристократизм, ведь точно такие же М73В54 ставили на флагманские «семерки» и «восьмерки» того времени, а кроме этого – и на… Rolls-Royce Silver Seraph, ну разве не здорово при случае ввернуть в разговоре: «А у моей машины движок, как у Роллса»?

BMW e34 v12 M5 - Чистая работа!

Дьявол в мелочах – BMW Е34 M5

Зная, насколько педантичен Айварс, владелец небольшого автосервиса и большой любитель BMW (я видел один из его предыдущих проектов – с любовью восстановленный Е28 с 3,5 л под капотом и перешитым салоном, выглядящий так, словно он только-только сошел с конвейера), я ничуть не сомневался, что эта «пятерка» будет не хуже. Всего пара часов ожидания после «вот сейчас, быстро на мойку заеду, надо немного стряхнуть вчерашнюю пыль» – и вот он передо мной, без сомнения, один из лучших автомобилей этой модели в нашем городе. Секрет успеха и главный козырь владельца – внимание к мелочам. Все здесь по принципу «при замене деталь должна быть или новой, или восстановлена до состояния новой». Если это кожаный салон, то он должен быть перетянут. Если деталь подвески – то отпескоструена и покрашена. Если кузов – то для начала он должен быть ровным и нетронутым ржавчиной.

BMW e34 v12 M5 - Чистая работа!

Найти ухоженный кузов БМВ Е34 – это приключение из серии «как купить турбированную Тойоту с работающей второй передачей», но Айварсу повезло – один из знакомых надолго уезжал за границу и согласился расстаться со своей почти идеальной 524td за разумную сумму.

Операция на сердце – BMW Е34 M5

Семейный турбодизель – совсем не то, что Айварс хотел видеть под капотом своей игрушки. Долгий поиск по объявлениям привел к покупке 12-цилиндровика с пробегом в 173 000 км. Перед тем, как приступать к пересадке, мотор был разобран с целью замены всех прокладок, колец, свечных проводов и многого другого. Движок отлично разместился в подкапотном пространстве (и даже осталось место для пары турбин, если владелец когда-нибудь решится на дальнейшие шаги по модернизации), но для того, чтобы он заработал, пришлось попотеть.

BMW e34 v12 M5 - Чистая работа!

Вся проводка, включая мозги «была переставлена с семерки» 1990 года выпуска, что исключило проблемы с корректной работой борткомпьютера и приборной панели, а система рециркуляции масла была модернизирована (движок получил отдельный масляный радиатор – их в оригинале ставили не на все автомобили). Трубы от небольшого турбодизеля не вполне подходили новому мотору, поэтому весь выпуск был построен заново, на 2.5-дюймовых трубах, с резонаторами и Х-образной трубой Magnaflow (и, надо сказать, результат внушает уважение – звук не очень громкий, но действительно породистый).

Коробка передач – ручная, 5-ступенчатая и усиленная, передает мощность через дифференциал с блокировкой на задние колеса. С одной стороны, максимальная скорость с этой коробкой передач «всего 230 км/ч», с другой – короткие передачи обеспечивают более быстрый разгон, а автобанов для езды «за 200» у нас в стране пока все равно не построили.

BMW e34 v12 M5 - Чистая работа!

Что до внешнего вида, то идеальной Е34 владелец (и многие фанаты BMW по всему миру) небезосновательно считают М5, поэтому Айварс постарался максимально приблизить внешность своего автомобиля к этому эталону. Оригинальные передний и задний бампера, пороги, антикрыло и шильдики(включая накладки на пороги) от «эмки» были дополнены дисками, сделавшими образ более современным и законченным -BMW style 65, в оригинале ставящимися на ВМ М5 Е39.

Интересная мелочь: многие при покупке поддержанного BMW стараются заменить оптику и поворотники на темные или светлые, Айварс же поступил ровно наоборот – купил и поставил желтые поворотники (внутри которых теперь вместо лампочек светодиоды. И, надо сказать, не прогадал. На мой взгляд, вместе все смотрится просто идеально – настоящая чистая работа, настоящий чистый баварец!


ПЕРЕБОРКА ДВИГАТЕЛЯ

Выпуск 2,5 с резонаторами и Х-соединениями Magnaflow.
Модифицированная система рециркупяции масла, с отдельным радиатором.
Проводка от BMW Е38, 1990.
Усиленная коробка передач, 5-КПП.
Дифференциал с блокировкой
Спереди: тормоза от ВМ 7 серии, вентилируемые 324-мм диски и 4-поршневые суппорты; сзади: вентилируемые 300-мм диски.
Полиуретановые сайлент-блоки Powerflex

КУЗОВ

Оригинальный обвес BMW М5:
бампера, пороги, антикрыло, шильдики.
Полная перекраска

ДИСКИ И ШИНЫ

Спереди: диски BMW Style 65, 8 дюймов с резиной 225/40/18; сзади: 9.5 дюймов с резиной 245/40/18

САЛОН

Кожаный салон.
М-руль, кожа. Вставки из темного дерева. Электрические стеклоподъемники и шторка заднего стекла

BMW e34 v12 M5 - Чистая работа!


Промо-интервью Айваре Ясуловичс

Скажи, что ты сделал, когда новый движок завелся первый раз?
Поехал на площадку и конкретно отжег резину.

Как развивался проект?
Сначала эта Е34 была моим разъездным автомобилем, в то время у меня было другое авто для покатушек по трассам и дрифта. Самой классной особенностью этой машины было идеальное состояние кузова и практически полное отсутствие ржавчины – такое с этими кузовами случается очень редко. Поэтому я решил построить из него нечто большее, начав с внешности и мелочей вроде всех четырех электростекол и электрошторки сзади, вставок из темного дерева, заводского телефона и многого другого, ну а чем это закончилось вы видите сами.

Самые сложные моменты проекта?
Работы с проводкой, устранение «детских болезней» и покупка запчастей для двигателя – если для других двигателей практически любые запчасти есть на полках магазинов, то для этого практически все надо заказывать, что долго и недешево.

Любимое авто?
BMW E46 M3 CSL (о да!).

Что бы ты сделал, если бы деньги не были вопросом?
Заменил все детали на новые и накинул пару турбин на движок.


Previous Как литые диски бывшего употребления готовят к продаже - фото
Next Акира Накаи: Мне нужно почувствовать эту машину - Интервью