Такие гонки “группы Б” в СССР вообще не показывали, лишь иногда, между строк, закамуфлированные под осуждение грубости империализма, фрагменты информации попадали в журнал “За Рулём”. Те из нас, кто любит раллийную группу Б, открыли её для себя гораздо позже.

Загадка "Короля Африки" - Toyota Celica TCT (Group B)

Группа Б – это прежде всего Audi Sport Quattro, Peugeot 205T16, Lancia Delta S4 – безумные раллийные монстры, чьё соотношение мощности к массе помноженное на полный привод и абсолютное бесстрашие экипажа создаёт невероятный и неповторимый мир бескомпромиссных гонок в котором человек перешагнул через предел своих возможностей.


Загадка "Короля Африки" - Toyota Celica TCT (Group B)

Это уже не просто некие цифры динамики, это реальный замес из квантовой механики, где ход времени и структура пространства изменяются на высоких скоростях, и метафизики, где за рулём и в штурманском кресле оказываются маги, способные управлять этими процессами одной силой мысли. Смотришь на эти сверхавтомобили, и феномен “Свистящего Свина”, который стал “Королём Африки”, становится еще более удивительным.

Феномен Toyota Celica TCT

В марте 1983 года Тойота омологирует свою Селику (ТА64) для участия в Чемпионате мира по ралли в группе Б, которая не выглядела серьёзным претендентом на победу. Классическая компоновка, тяжёлый серийный кузов, усиленный трубчатым каркасом. Это при том, что сезон 1982 года прошел под знамёнами полноприводной Audi Quattro, которая уверенно доказала, что в будущее мировое ралли едет на 4 ведущих колёсах. Нужно отметить однако, что в 1983 свой последний реванш в Группе Б (командный титул) взяла заднеприводная Lancia Rally 037, но она была среднемоторной, что давало ряд преимуществ перед переднемоторной Ауди на ряде трасс.

Тем не менее, первый успех пришёл к ТА64 в этом же 1983 году. Золото экипажа Вальдегорд-Торсцелиус (они смогли опередить Микколу на Ауди) и бронза для Эклунда-Виттока показали, что довольно архаичная Селика с обычным макферсоном спереди и мостом на пружинах сзади умеет кусаться.

Одну победу можно было бы посчитать случайностью, если бы не 5 последущих побед на этапах Чемпионата Мира. При том, что к числу соперников в 1984 году добавился безумный Peugeot 205T16, в 1985 – Lancia Delta S4, а в 1986 (последнем) в силу стал входить Ford RS200.

Загадка Короля Африки - Toyota Celica TCT (Group B)

Итак, 6 побед:

  • 1983 – Ралли “Кот-д’Ивуар” – Бьёрн Вальдегорд;
  • 1984 – Ралли “Сафари”, Кения – Бьёрн Вальдегорд;
  • 1985 – Ралли “Кот-д’Ивуар” – Юха Канккунен;
  • 1985 – Ралли “Сафари”, Кения – Юха Канккунен;
  • 1986 – Ралли “Кот-д’Ивуар” – Бьёрн Вальдегорд;
  • 1986 – Ралли “Сафари”, Кения – Бьёрн Вальдегорд;
    Узкая география побед и знание особенностей этапов позволяет нам раскрыть феномен “Короля Африки”. Лучше всего, в 1 фразе, его характеризует Jalopnik:

It was tougher than the other fast cars and faster than the other tough cars.
Она [Селика] была крепче других быстрых машин и быстрее других крепких машин.

Toyota Celica TCT

Африканские ралли отличаются тяжелейшими дорожными (бездорожными) условиями, в которых скорость не играет решающего значения, а на первый план выходит даже не “надёжность”, а просто прочность конструкции. Усиленный стальной кузов, простые решения с архаичным мостом сзади довозили Тойоту туда, куда быстрые, но нежные спортпрототипы из элиты Группы Б просто не доезжали – разваливаясь по дороге или вовсе не выходя на старт. Турбированный двигатель, выдающий 380 л.с. (хотя и этого было много, и чаще всего давление турбонаддува снижали, выставляя планку в 330 л.с.) позволял обыгрывать прочных, но еще более архаичных участников.


Играя в “Короля Африки” Тойота, пожалуй, смогла добиться большего, чем если бы она достигла ввязавшись в борьбу на топ-уровне. Тойота выбрала “синицу в руке” и теперь, Celica TCT – это тот практически серийный автомобиль, который несколько лет подряд методично выносил легенд Группы Б на тяжелейших африканских дорогах!

источник
Previous Вальтер де Сильва сотворил истинный шедевр - Alfa Romeo 156
Next Интересная серия концептов, известной, как "Тузы Джуджаро"