Двуликий Hartge — История


В свое время Рольф Хартге помог одному из своих братьев, Герберту, основать компанию Hartge. Спустя 18 лет он решил это повторить со своим вторым братом Андреасом. Только в качестве доноров были выбраны уже не BMW, дабы не составлять конкуренцию Герберту, a Mercedes с его укоренившимся AMG, экстравагантным Brabus и экзальтированным Lorinser.


автор Сергей Юренев
Фотографии из разных источников

Как все начиналось

В1971 г. Герберт Хартге вместе со своим старшим братом Андреасом открыли в городке под названием Мерциг маленькую фирму по ремонту автомобилей марки BMW под названием Herbert Hartge GmbH. Фирма была единственным сервисным центром BMW на южной границе Германии и Франции, в провинции Мерциг-Вадерн. Поначалу к ним ездили как к единственному ближайшему сервис-центру, а потом — как к хорошо зарекомендовавшим себя сервисмэном.

E30, BMW and The 3
E30 BMW

Тремя годами позже Герберт Хартге, узнав кое-что о внутреннем устройстве BMW и приобретя небольшой опыт, решил создать еще и тюнинговое ателье. К сожалению, мощностей в Мерциге не хватало и пришлось перенести все на 9 километров севернее — в город Беккинген. Его старший брат Рольф поддержал его и в этом начинании.

Шло время, постепенно братья Хартге стали предлагать своим покупателям все серьезнее и серьезнее доработанные автомобили. Первым стал Hartge 528i Е12, который оснастили двигателем М30В35 взамен стандартного М30В28 218-сильного. Таким образом, Hartge опередили подразделение BMW Motorsport GmbH на год с их моделью M535i Е12.

M535i Е12
M 535i Е12

В это же время Герберт Хартге собирается участвовать в различных гонках. Но найти хорошего гонщика в молодую команду очень сложно, а брать перспективного юнца, который может и не раскрыть свой талант, было опасно. Но судьба благоволила к Герберту и Рольфу Хартге. К ним пришел довольно известный пилот Ингвар Карлссон. Он принес компании Hartge довольно широкую известность, выступая на BMW 323i Е21. подготовленной для ралли. Эта машина показала себя очень надежной и быстрой в гонках.

Ингвар Карлссон Шведский гонщик Ингвар Карлссон родился в 1947 г. в маленьком городке Эребру (отсюда же родом и знаменитый Стиг Бломквист, победитель мирового чемпионата по ралли 1984 г.). Он начал свою гоночную карьеру в 1968 г. на Volvo PV544. Затем пошла череда различных гонок на Datsun 260Z а затем Ингвар пересел на BMW 2002 Ti.

С тех пор он начал увлекаться BMW и не раз (1975-1979 гг.) побеждал на своем верном болиде. Что же до команды Герберта Хартге, то в нее он попал после того, как выиграл Ралли Швеции.

Герберт, который в то время находился в отпуске неподалеку, пришел посмотреть на гонки. Там и произошло это знаменательное знакомство. В команде Hartge Ингвару выдали подготовленную BMW 323i Е21. На ней было одержано много славных побед, однако, после года участия на этом авто. Ингвар решил пересесть на автомобили марки Mercedes.

Mercedes by Hartge

Младший брат Андреас тоже решил заниматься тюнингом. Его душа не лежала к изначально спортивным BMW. Андреаса привлекали работы мастеров AMG, которые умели сделать из Mercedes’a спортивный автомобиль, сохранив при этом должный уровень комфорта. И вот. в 1988 г. Андреас при поддержке своих двух братьев выпустил ограниченную серию в 20 экземпляров уникального Hartge-Mercedes 300Е W124. Этот автомобиль интересен тем, что собран на агрегатах BMW с применением деталей от Hartge.

Самое главное — это двигатель. Здесь стоял легендарный М88/3 от BMW М5 Е28, который так же устанавливался на всю линейку Hartge от зажигалки-трешки Hartge H35sp-24 Е30 до респектабельного седана седьмой серии Hartge 735i Export 4 Ventiller E23. Мотор выдавал 330 л. с., что делало этот E-klasse самым быстрым Mercedes’OM в кузове W124 на тот момент. Коробка передач была заимствована из линейки BMW Getrag 280/5. В салоне появились руль, набалдашник рычага КПП и прочие мелкие детали с символикой Hartge, а в экстерьере наблюдаются диски Hartge с оригинальной гравировкой и шильдики знаменитой тюнинг-студии. Опыт оказался удачным, и Андреас твердо решил заниматься доводкой продукции Mercedes-Benz. Оставался вопрос с названием, так как, несмотря на родственные узы Герберт Хартге не хотел делить свой бренд по маркам, то Андреасу пришлось отказаться от шильдика Mercedes by Hartge.

Андреас и Карлссон

И вот в середине 1989 г. Андреас Хартге встретился с Ингваром Карлссоном. Тот все еще периодически выступал на Mercedes’ax, поэтому с радостью согласился помочь своим опытом в доработке автомобилей из Штутгарта. Почти 2 месяца они с Рольфом Хартге, который оставил своего процветающего брата одного, дорабатывали Mercedes 300Е W124. В базе на этом автомобиле устанавливался мотор М103 объемом 3 л. Естественно, исходной мощности в 186 л. с. показалось недостаточно, поэтому двигатель был расточен до 3.5 л за счет нового более короткого коленвала и небольшой шлифовки самих цилиндров. Была слегка изменена и система впуска и выпуска, а автоматическая коробка передач заменялась на 5-ступенчатую механическую, производства Getrag. В салоне появились сиденья Recaro и руль МОМО с шильдиками Carlsson. Но что примечательно, так это то что точно такой же руль ставился на автомобили производства Hartge! Так же обстояло дело и с дисками. которым просто поменяли шильдик, однако сами диски Андреас позаимствовал из линейки компании старшего брата. Автомобиль пришелся по душе публике, на него повалили заказы.

Наращивание производства

В 1993 г. Андреас Хартге наконец-то выпустил свою собственную линейку дисков, которые назывались Design 1/6. Эти диски сразу полюбились фанатам марки Mercedes, так как хорошо подходили не только на новые модели, но и на старые. В том же году вышел с иголочки новый проект Carlsson С36. Двигатель объемом 3.6 л выдавал 280 сил. В принципе, это уже была серьезная заявка на борьбу под солнцем с автомобилями вроде Mercedes С43 AMG. Годом позже с этим же двигателем вышел Mercedes С36 W124. Так как в автомобиле устанавливался 6-циллиндровый двигатель, он вполне мог спорить с легендарным Mercedes Е500 W124 за счет намного меньшей массы. С этого года все автомобили стали комплектоваться исключительно АКПП.

Андреас cказал однажды по поводу такого решения: «Как автоматическая трансмиссия не подходит BMW, так и механика не подходит Mercedes’y. Механическими коробками передач пусть занимается мой брат Герберт. Он знает свое дело, а я знаю свое».

В1997 г. фирма Carlsson выпустила свой самый первый 12-циллиндровый проект — Carlsson С74 R129. V-образный мотор объемом 7,4 л выдавал на гора 560 л. с. А вкупе с механической 6-ступенчатой коробкой передач (почему Андреас пошел на это — неизвестно) этот монстр, построенный на базе Mercedes SL600. разгонялся до контрольной сотни за 4.3 секунды, обогнав и Mercedes SL7.3 AMG. и доселе непобедимый Brabus SL7.3.


В 2000 г. Андреас Хартге решается вступить в игру на поле высшего класса, представив свой автомобиль Carlsson С60. созданный на базе Mercedes S600 W220. Это был довольно серьезный шаг. потому что соблюсти главный принцип «Не навреди!» получается далеко не у каждого. Но братья Хартге с достоинством пронесли этот тяжкий груз ответственности, хотя поставить в автомобиле представительского класса каркас безопасности — неслыханная дерзость! Однако он был так аккуратно выполнен, так обильно покрыт хромом, что вписывался в интерьер как нельзя лучше.
В 2003 г. был налажен выпуск компрессоров собственной конструкции. Это позволило значительно снизить цену доработок на двигатели, а так же расширить модельный ряд. Таким образом и появился Mercedes С22 созданный на основе Mercedes А-класса.

Выход в лидеры

Братья Хартге определенно верно выбрали свой жизненный путь. Спустя довольно короткое время сначала Герберт Хартге добился успеха, став производителем, а потом по его стопам пошел его младший брат Андреас.
Спустя 11 лет после начала собственной жизни Carlsson из тюнинговой компании превратился в икону. У этой фирмы есть и свои почитатели, и свои клубы, и своя атрибутика. У этой фирмы есть и довольно богатая победами гоночная история. Но самое главное, фирма Carlsson GmbH была признана компанией Mercedes-Benz, и теперь это не просто тюнинг-студия, а производитель со своими серийными и VIN-номерами. Не это ли настоящее признание?