Впервые литера М, до сих пор символизи­рующая спортивный характер баварских автомобилей, появилась на гоночном прототипе BMW M1 в далеком 1977 году. На этом все могло бы и закончиться, но…

автор Сергей Юренев
Фотографии из разных источников

Начало «М» истории

В начале 80 х председатель немецкого концерна Bayerische Motorenwerke AG Эбехардфон Кюн- хэйм обратился к техническому директору BMW Motorsport. знаменитому Паулю Роше с просьбой создать новый гоночный двигатель для BMW 3 серии. Роше — признанный фанат своего дела и нас­тоящий профессионал в постройке Двигателей, получивший даже в свое время прозвище «Пауль-кулачок» (за любовь к разработке рас­предвалов), сразу же принялся за реализацию поставленных задач в жизнь. Результатом стала серия спортивных автомобилей в кузове Е30. которые затем были немного модернизированы.

1990_BMW_M3__E30__Sport_Evolution
1990 BMW M3 E30 Sport_Evolution

Еуо’люция

Нет, мы не перепутали абзацы и не собираемся рассказывать о легендарных раллийных машинах японского производителя. Все проще. B 1988 году произошло обновление модельного ряда М3. В серию запустили BMW М3 Е30 Evolution 1. Тираж — 505 экземпляров. Для эво­люционных моделей правила группы А допускали выпуск машин в количестве 500 штук. Основные отличия — форсированный до 220 л. с. двигатель и более развитый аэродинамический обвес.

BMW М3 ЕЗО Cabrio
BMW М3 Е30 Cabrio

В этом же году баварцы анонсировали выпуск кабриолета BMW М3 Е30 Cabrio. Кстати, на презентации автомобиля с открытым верхом в 1985 году, разработчики BMW показали полнопривод­ный родстер, однако в серию запустили вариант с классической компоновкой.

Позже появилась вторая эволюция гоночной BMW’ М3 — Evolution II. Серьезной модерниза­ции подвергся и гоночный двигатель. Его объем увеличили до 2.5 литров, а мощность возросла до 360 лошадиных сил. А за счет более тонких стекол и облегченных крышки багажника и бамперов удалось выиграть еще несколько килограммов.

Самой совершенной стала М3 Sport Evolution (также известная как Evolution III). Она отличалась передним спойлером и задним антикрылом с ре­гулируемым утлом атаки. Гражданский двигатель форсировали до 238 лошадиных сил. Всего в 1990 году выпустили лишь 600 таких автомобилей, каждый из которых был способен разменять «сотню» за 6.4 секунды и разогнаться до 248 км/ч.

Окончание начала

История BMW М3 первого поколения закончи­лась в конце 1991 года. И вряд ли Пауль Роше и Эберхардфон Кюнхайм предполагали, что их затея окажется настолько успешной— за 5 лет было произведено 17 970 машин. С тех пор М3 по праву становилась вершиной развития каждого поколения BMW третьей серии.

Комплектация

В салоне все по-спортивному лаконично, хотя и не обошлось и без приятных сюрпризов Помимо элек­трического привода стеклоподъ­емников, в распоряжении водителя был переключатель режимов амор­тизаторов (Sport, Normal, Comfort), вынесенный на переднюю панель.

И это в 80-х то годах! Цена такого удоволь­ствия — 58 000 немецких марок, что по тем временам считалось отнюдь недешевым удовольствием. Впрочем, BMW никогда не славились де­мократичными ценами. Тем не менее, несмотря на внушительный ценник, в 1987 году все 5000 экземпляров уже были распроданы.