Подходят к концу 60-е годы прошлого столетия. С конвейера ВАЗ вот — вот сойдет первый автомобиль «Жигули» по технологии итальянского FIAT-124. Ожидали его советские автолюбители с нескрываемой иронией: «Какой там итальянец на наши дороги! Их никто покупать не будет! Они в «Канцтоварах» продаваться будут! Вот наш «Москвич» — это да, это машина!» Так иронизировали на полном серьезе. Жизнь быстро доказала обратное. А много позднее, что «Москвич» не сын родной, а немец.


Ruslan Batykov © magazine Option

FIAT-125
FIAT-125

В самой же Италии этот автомобиль впервые сошел с конвейера в 1966 году. Но недолго там выпускался: вскоре уступил место 125-й модели.
И если «ВАЗ-2101» построен честно, по купленной лицензии самими итальянцами вместе с заводом, то вот с FIAT-125 советские инженеры уже не церемонились, а просто-напросто скопировали и получилась ВАЗовская «тройка». Уже потом легендарную «копейку» модернизировали во всех мыслимых вариантах.

FIAT-600

Но не всегда и не со всеми автомобилями зарубежья обходились так честно. Это был, пожалуй, один раз. До этого «передрали» FIAT-600 и на запорожском автозаводе «испекли» новинку советского автопрома ЗАЗ 965. Но если в Италии эту модель начали выпускать еще в 1960 году, то «горбатый» появился аж через пять лет, когда на родине о нем уже давно позабыли. Зато пыхтел по просторам Союза даже в 80-е годы. 18 лошадиных сил таскали сколько мужиков, сколько могли втиснуться в салон и закрыть дверь. Да еще и никакая не была помехой.

NSU PRINZ
NSU PRINZ

А вот немецкий NSU PRINZ, появившийся на свет в 1961 году, обрел себе двойника под маркой ЗАЗ-966 в 1966 году. Мотор мощнее, воздухозаборник напоминал уши.
Что итальянец, что немец – оба они у себя на родине выпускались из-за дешевизны, под кошелек простого жителя, простота в ремонте, малого потребления бензина.
А вот их копии хоть и служили долго, периодически меняя хозяев, под кошелек обычного труженика никак не подходили.

Ford Mainline
Ford Mainline

А что же другие гиганты автомобилестроеия Страны Советов — АЗЛК, ГАЗ? Уж там — то должно быть, все свое, родное. А там тоже не перетруждали себя проектными расчетами. Пресловутый ГАЗ пошарил глазом по Америке и скопировал Ford Mainline, а назвал ГАЗ-21 «Волга». Только ГАЗ-24, если верить официальным источникам, уже своя, родная. Предел мечты автолюбителя. Честно своим горбом на нее и заработать мудрено. А уж где купить! Только в Закавказье с рук! Но родная — если брать это на веру. А вот злые языки поговаривают, что это копия англичан — Plymouth Valiant.

Не обошлись без плагиата и модели для высокого руководства. Под знаменитую ГАЗ-13 «Чайка» как раз идеально подошел выпущенный опять же в США в 1956 году Packard Patrician. Не для бедных людей там выпускался, не бедное начальство и здесь на нем каталось — не ниже облисполкома.

Не на «Москвиче» и самое высокое руководство колесило. Даже не на «Жигулях». Для них ЗиЛ построил модель 115, которая точь-в-точь напоминала Cadillac Fleetwood. Хорош автомобиль, он и там символизировал роскошь и власть.

А как же конструкторы завода Ленинского комсомола? А комсомольцам понравился Opel Kadett.

С него и состряпали «Москвич -412». Кстати, у себя на родине эта модель «Опеля» популярности не снискала. Но это там, у них. У них все не так. Наши же шоферы, они и слесар, и вообще умельцы — варили-переваривали кузов, днище, за мзду доставали запчасти, чинили-лепили и вновь перепродавали. Как знать, сколько бы еще колесили эти «горбатые», «ушастые», москвичи, жигули, «Волги», если бы не ветер перемен 90-х. Теперь пошучивают, что «копейка» — это ее реальная цена.